72,70
64,43

Дамир Шагавиев: любые крайности в толковании Корана опасны

08.12.2015 07:52
Дамир Шагавиев: любые крайности в толковании Корана опасны
Ученый-арабист Дамир Шагавиев рассказал о радикальных течениях в исламе, о джихаде и неверных.

Кто может толковать ислам?

Если человек не является архитектором, то он не может построить здание, если он не врач, то не сможет сделать серьёзную операцию, если не инженер — не сможет построить мост. Точно так же и в случае работы со священным текстом — Кораном. Толковать ислам могут только специалисты, которые проходят подготовку. Некоторые учатся этому всю жизнь. И это говорит о том, что толкование священных текстов — абсолютно не для всех. Есть люди, которые имеют право толковать эти тексты. Этот человек, например, имам хатыб, муфтий.

У нас муфтием принято считать лидера мусульман. Но это не так: муфтий — это в первую очередь специалист в области шариата. К нему можно обратиться с вопросом, он отвечает, даёт свой вердикт. Есть шариатский судья. Разница между ними в том, что вердикт муфтия несёт рекомендательный характер, а вердикт шариатского судьи обязателен для всякого мусульманина.

Тот, кто имеет полноценную картину по священной книге, полностью охватывает своими знаниями изречения пророка Мухаммеда, обладает методологией толкования шариатских текстов, может их толковать. Простой человек, который прочитал две-три книги о Коране, не может выступать от лица священной книги и пророка Мухаммеда. И мы не должны серьёзно воспринимать слова таких людей.

И что очень важно — у такого человека должна быть адекватная связь с действительностью. Он принимает решение соответственно времени и месту. Например, муфтий может давать разные ответы на один и тот же вопрос: всё зависит от условий и времени, когда этот вопрос был задан, от обстоятельств, в которых находится конкретный человек. Специалист по шариату обычно всё это учитывает. Я не имею в виду какие-то очевидные вещи. Никто не может отменить пятикратную молитву, положения, к примеру, связанные с одеждой мусульманки. И муфтий здесь ничего сделать не может, он только объясняет эти положения. Но есть очень много новых, современных вопросов, где муфтий принимает решение.

Что такое джихад?

Джихад происходит от глагола «джихада», что означает «предпринимать какие-то усилия». И по сути, всё, что требует каких-то максимальных усилий от человека, можно назвать «джихад». Например, с точки зрения шариата, если человек с трудом встаёт в три часа на утреннюю молитву, то для него это уже джихад. Но, к сожалению, некоторыми мусульманами джихад воспринимается исключительно как военные действия, как война с неверными.

Однако пророк Мухаммед очень чтил аят, где говорится о том, что при сражении нельзя уничтожать мечети, церкви, монастыри, синагоги. То есть мусульмане только защищаются, если на них напали. И при этом они защищают не только мечети, но и храмы, церкви, синагоги и монастыри. И нет такого понятия, как война с неверными. Джихад — это преодоление препятствий и устранение вражды.

То есть мне как мусульманину неважно, какой религии человек, который на меня напал, или уничтожает мою семью, или напал на мою Родину, или забирает моё имущество. Я защищаюсь от него, и я не смотрю, кто он: православный, мусульманин или иудей — а воспринимаю его как вредителя и останавливаю его. Таким образом, война ведётся против вредителя, который нарушает общий порядок. Он может прикрываться любой религией. Но мы будем осуждать его не за религию, а за его действия. И это тоже будет джихад, с точки зрения шариата, потому что я предпринимаю действия, чтобы защититься от такого человека.

Таким образом, джихад — это более широкое понятие, чем только военные действия. И джихад был приписан мусульманам в Мекке. А там мусульмане не воевали, а только увещевали. Многобожники могли их унижать. Но они читали молитвы. Под джихадом в данном случае подразумевается прежде всего проповедь.

И уже в Медине Всевышний ниспослал такой аят: «Не потворствуй неверным, совершай против неверных большой джихад». Однако некоторые мусульмане неверно трактуют слова «не потворствуй», считая, например, что твой начальник не должен быть представителем другой религии. Но это неверное понимание. В аяте под неверными подразумеваются язычники, многобожники. Потому что пророк Мухаммед говорил, что нельзя идти на поводу у многобожников.

Полную версию материала читайте на сайте газеты «Пермская трибуна».

Читайте также

Мнение

Самое популярное