spot_img

Николай Новичков: Пермский край мог бы стать звездой, но не стал

Экс-министр культуры Пермского края, ныне советник министра культуры РФ по туризму Николай Новичков рассказал «Пермской трибуне» о перспективах развития туризма в России и Пермском крае и о том, чем мы интересны Европе и Азии.

Потенциал не равно привлекательность.

— Николай, как по-вашему, насколько Россия привлекательна для иностранцев с туристической точки зрения? Какие проблемы стоят на пути иностранного туристического потока?

— Нужно разделить туристический потенциал и туристическую привлекательность. Потенциал — желание иностранцев поехать в Россию — по-прежнему высокий. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Транссиб являются очень интересными для посещения иностранными туристами. Потенциал измеряется миллионами желающих. И он постоянно растёт за счёт роста экономики Азии. В странах БРИКС тоже очень много желающих поехать в Россию.

При этом мы оказываемся в ситуации, когда потенциал высокий, а привлекательность снижается. И это связано с рядом объективных и субъективных причин. У нас, например, не со всеми странами, которые являются перспективными рынками, решён визовый вопрос. Для граждан Евросоюза по-прежнему остаётся проблемой получение российской визы. Понятно, что здесь замешано много политики.

— Чем мы можем быть интересны европейскому туристу?

— Турист воспринимает европейскую часть России как часть культурного дома. Многим европейцам интересно побывать в России, но ситуация сейчас такая, что это непросто. И как раз играла бы на руку туристической привлекательности история с девальвацией рубля. Тур в Россию стал дешевле, и это на самом деле очень важно для Санкт-Петербурга и Калининградской области, которые находятся «там» — в Западной Европе, логистических проблем нет. Я надеюсь, что туристические власти регионов этим воспользуются.

— Если говорить про азиатские туристические рынки, где, как вы сказали, высок потенциал, с какими проблемами, не дающими потенциалу стать реальным интересом, мы сталкиваемся?

— А здесь как раз проблема логистики: основные достопримечательности находятся территориально далеко от Азии, а это означает удорожание тура. Эти проблемы есть, но это не значит, что они неразрешимы.

— Насколько конкретно Пермский край привлекателен для иностранных туристов?

— Любой регион России, находящийся на Транссибе, в том числе и Пермский край, остаётся привлекательным для иностранных туристов. Иное дело, что для привлечения туриста из-за рубежа нужно крупное якорное событие. Якорь в Пермском крае нужно актуализировать. Таковым, кстати, был музей «Пермь-36», действительно уникальное место на карте России. Понятно, что это не очень приятная страница истории, но музей создавал прекрасную позитивную повестку: мы вместе, мы хотим строить позитивное будущее, у нас нет правых и виноватых, не нужно искать, кого наказывать. Мы одновременно все виноваты и одновременно все жертвы. Когда музея не стало в том виде, в котором хочется его видеть, он перестал быть точкой идентичности. В состоянии мы её актуализировать? Не уверен. Но пермский звериный стиль или деревянная пермская скульптура тоже могут быть якорями, эти вещи действительно уникальны для культурного пространства.

Примеры можно искать и другие. Камская ГЭС — это тоже объект туристической привлекательности. Как его подавать с точки зрения безопасности, я не знаю, но совмещение красоты «моря», которое разливается, и индустриальных решений, которые тоже имеют свою эстетику, — это тоже могло бы стать якорем. Их надо находить в Прикамье, и при приложении интеллектуальных усилий это вполне реально.

Внутренний туризм в России

— Мы обсудили привлекательность России для иностранного туриста. А насколько привлекательна Россия для туриста русского?

— В разное время тема внутреннего туризма становится более или менее актуальной, на это есть экономические и политические причины. Сейчас обстановка благоприятна. Это связано с рядом объективных и субъективных показателей. К субъективным я отношу внешние факторы, имеющие два происхождения. Первое — это введённые санкции по отношению к целым категориям граждан РФ, нескольким миллионам человек, которые по ряду причин не могут посещать туристические достопримечательности некоторых стран мира. Таких стран немного, но всё равно это существенная часть потока.

Второе — девальвация. Очевидно, что она будет продолжаться, соотношение доллара и рубля будет меняться в сторону уменьшения веса последнего. Поэтому зарубежные поездки сегодня значительно, в полтора-два раза, выросли в цене.

Есть ещё один момент: в последнее время наблюдается реальный интерес граждан России к поездкам внутри страны. Людям хочется узнавать про свою Родину, про места, где они живут.

— Какие внутренние туристические маршруты наиболее востребованы сегодня у россиян?

— В России имеются традиционные направления внутреннего туризма, которые складывались десятками лет, и они по-прежнему актуальны. Сейчас это Крым, Сочи. Есть известная фраза из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Каждый советский человек хоть раз отдыхал в Сочи». Это правда. Но вот я как раз отношусь к тому меньшинству, которое в Сочи никогда не отдыхало, я ездил туда только работать.

Есть Золотое кольцо — единственный межрегиональный работающий бренд — уникальная вещь, придуманная советскими культурологами 50 лет назад. Есть горнолыжные и оздоровительные курорты Алтая. Понятно, что есть традиционные маршруты культурного и образовательного туризма — Москва и Санкт-Петербург, в столицах хочет побывать каждый гражданин России, и это нормально.

— Это традиционные направления. Появляются ли новые интересные маршруты, которые привлекают российского туриста?

— Есть «звезда», которая недавно взошла на туристическом небосклоне, — это Казань, Татарстан. Эта республика сегодня привлекает достаточно большое число туристов и временами даже с потоком не справляется. И нужно отдать должное коллегам, они молодцы, они развиваются, поймав, опять же, уникальность этой территории. Но превратится ли Татарстан из «звезды» в «дойную корову», сделают ли быстрый успех регулярным, как Золотое кольцо — это вопрос.

Можно было бы к новым направлениям внутреннего туризма отнести Пермский край, потому что несколько лет назад он подавал в этом направлении очень большие надежды. Сейчас — в меньшей степени. Если несколько лет назад Пермский край хотел посетить каждый представитель культурной общественности страны, то сейчас это желание есть, но в меньшей степени. Пермский край мог стать «звездой», но не стал. Но это не значит, что не станет никогда. Внутренний туризм — это процесс вечный. И потенциал к восстановлению и преумножению своих звёздных позиций у Пермского края по-прежнему остаётся. Потому что территория эта во многом уникальна, об этом нужно рассказывать, её нужно продвигать, развивать, демонстрировать. Здесь есть вещи, ради которых в Пермский край хочется поехать.

Пермский край сегодня уступает другим регионам по туристической привлекательности, но это не приговор. Нужно отдать должное Павлу Ляху, моему другу, который поддержал проект «Пермь Великая» (туристический инвестиционный проект, разработанный министерством физкультуры и спорта Пермского края. — ред.). Не так много территорий в России считаются великими. Вообще, есть несколько категорий сродни русской душе, одна из них — «великий». Всё, что хорошее, это великое. Поэтому этот проект тоже имеет право на существование, им надо заниматься, развивать его.

Внутренний туризм в Пермском крае

— Не каждый пермяк сегодня может позволить себе частые путешествия по России, и хочется, чтобы человек не закрывался в квартире перед телевизором, а обратил свой взгляд путешественника на родной край. Можно ли сегодня говорить о развитом внутрирегиональном туризме?

— Безусловно, нужно путешествовать по своему региону, узнавать его, это обязанность каждого культурного человека. Понятно, что, когда мы начнём вспоминать достопримечательности Пермского края, мы будем вспоминать их очень долго, не потому, что мы их плохо знаем, а потому, что их очень много. Пермский край в этом плане очень насыщенный. Взять Кунгур. Город очень интересен своей архитектурой, похожей на европейские города, так как его строили поляки. Плюс купеческая составляющая. Кроме этого, там ещё и ледяная пещера, которая заняла восьмое место в конкурсе «Семь чудес России». Не попала в семёрку, тем не менее восьмое место — очень почётно. Фестиваль «Небесная ярмарка». Культура в Кунгуре очень объёмная и многогранная.

— Но нужна ли эта многогранная культура Кунгура жителю Перми или Березников?

— Очень важно находить повод для человека, чтобы он не стал смотреть телевизор, не остался дома, а взял детей и семью и поехал смотреть родной край. А для этого нужен весомый повод — якорное событие. Ты, может, и знаешь, что Кунгур красивый и замечательный, но тебе нужно событие, чтобы посетить его, иначе ты будешь откладывать поездку до бесконечности. А культурный интересный фестиваль, например, заставит человека подняться с дивана, взять свою семью и начать путешествовать.

И в этом смысле фестиваль «Белые ночи в Перми» был отличным поводом для жителей Пермского края посетить краевую столицу. В 2012 и 2013 году на фестивале был зафиксирован один миллион посещений, и существенная доля посетителей — это жители Пермского края. Этот фестиваль был не просто красивой картинкой на эспланаде, а знаковым событием для консолидации всех жителей края. И сейчас поводов, сопоставимых по масштабам и по яркости, становится меньше. Нет такого якорного события, которое происходит каждый год, к которому люди привыкают, ведь важно же, чтобы фестиваль, как и матч, который состоится в любую погоду, был регулярным, чтобы зритель привык. Фестиваль проходил в течение четырёх лет, и я думал, что он уже стал необходимым для жителей Прикамья, но, как выяснилось, нет, и это на самом деле грустно. Я думаю, если бы он ежегодно продолжался дальше, то через пару лет мы бы очень гордились этим фестивалем.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

Пермячку убедили в том, что на ее имя взяли огромные кредиты на поддержку ВСУ

В итоге из-за мошенников у неё теперь кредит на 3,5 млн рублей

В 2024 году начнут работы на дорогах, которые были запланированы на 2025 год

В Прикамье планируется привести в порядок более 50 км дорог и отремонтировать 11 мостов и путепроводов