12+
12 ноября сразу в двух музеях города открылась выставка живописных африканских киноплакатов. Уникальную частную коллекцию немецкого искусствоведа Вольфганга Штеблера можно увидеть в Пермской художественной галерее и Музее советского наива.
В этот день первой свои двери для нетерпеливых зрителей открыла Пермская художественная галерея. Посетителей встречали директор галереи Юлия Тавризян, кураторы выставки – Владимир Берестнев, и, конечно же, главный герой вечера, коллекционер и учёный Вольфган Штеблер.
Автор идеи рассказал посетителям о том, как всё начиналось. «Когда 30 лет назад мы с женой посетили Африку, мы были впечатлены. С тех пор мы посетили 22 африканских страны. Каждый раз мы приезжали и уезжали с полными чемоданами. Теперь вся наша квартира выглядит как маленький музей Африки». Жена, приехавшая поддержать супруга, иронично прокомментировала: «Все мужчины совершают глупости. Пусть у моего будет такая».
Выставка носит название «Gollywood. Золотой век». Название сформировалось путём сложения двух слов GHANA и HOLLYWOOD (по аналогии с BOLLYWOOD (Бомбей и Голливуд)). Гана та самая страна, где Вольфганг Штеблер собрал свою коллекцию. По его словам, это единственная африканская страна, в которой создавали живописные киноплакаты. Первые афиши были нарисованы по мотивам голливудских постеров или обложек кассет, но так, чтобы местным жителям было понятно, о чём фильм. Например, в афише к фильму «Женщина-кошка» к элементам оригинальной афиши художник добавил кошачью голову со змеиным языком (змея — атрибут одной из африканских богинь).
Самый старый плакат, представленный на выставке, был нарисован для фильма «Matters of love» («Вопросы любви») 1997г. Он расположен в первом зале. Там же можно увидеть фотографию первого африканского кинотеатра «Rex cinema». Организаторы выставки попытались воспроизвести такие кинотеатры прямо в здании галереи. Теперь любой желающий может окунуться в атмосферу африканского кино.
Все плакаты очень выразительны и экспрессивны. Часто у героев текут слёзы из глаз, или капает кровь изо рта, но, пояснил Вольфганг Шеблер, «это не значит, что перед нами фильм ужасов. Это значит лишь, что герои фильма находятся в затруднительной ситуации, или они чего-то очень сильно боятся». Язык такой изобразительности понятен каждому африканцу. Также к нему прибегают, потому что многие не умеют читать и писать. Так, если фильм называется «Лавка мясника», то непременно будет нарисован человек, который рубит мясо.
Часто на плакатах присутствует змеиный хвост. Объяснение этому можно найти в «магическом зале». Этот зал посвящён богам и колдунам. Одна из главных богинь африканцев – богиня воды. Именно её изображают со змеиным хвостом (по другой версии – у неё был хвост русалки). Но со временем этот элемент стал выполнять другие функции. На плакате фильма «Desperate billioner 2» изображён богатый успешный мужчина в окружении своих жён. Но у каждого из героев плаката змеиный хвост. Так авторы постера выражают идею о том, что никакое богатство не может быть достигнуто честным, правильным путём.
Вторая часть выставки, посвящённая жанру ужаса, расположена в Музее советского наива. По мнению одной из посетительниц на всех этих картинах присутствует «гипертрофированный натурализм и жестокость». В ответ на эту реплику Вольфганг Штеблер сказал, что плакат, как и любая реклама преувеличивает. «На плакате может быть отрезано несколько голов, а в фильме все они остаются на месте».
В заключении коллекционер отметил, что жизнь плаката очень коротка. Они появились в начале 90-х и практически полностью исчезли после 2010. Этому есть несколько причин. Во-первых, многие африканцы могут посмотреть сегодня фильмы дома. А во-вторых, несмотря на то, что плакаты итак рисовали на мешках из под муки, печать плакатов всё же оказывается дешевле. Уникальный живописный киноплакат сегодня можно получить лишь на заказ.