СПЕЦПРОЕКТ «В КУРСЕ.РУ»
В 2018 году медицинская помощь в Прикамье стала доступнее в пять раз
Повышение качества медицинских услуг удалось достичь благодаря внедрению программы «Новая поликлиника».
В Пермском крае проводится масштабная кампания по улучшению системы медицинского обслуживания граждан. Были предприняты серьезные усилия для решения, пожалуй, главной и самой очевидной проблемы оказания медицинских услуг – доступности. Шаги в этом направлении всего за год позволили добиться значительных улучшений в системе здравоохранения Пермского края.

Что необходимо было решить?
Первое, с чем сталкиваются граждане, решившие обратиться за помощью в поликлинику – доступность участкового врача. Именно к этому специалисту люди идут при первых признаках простудных заболеваний или других проблем со здоровьем, а зачастую, участковый необходим и чтобы получить направление на прием к узкому специалисту.
Чтобы вылечить простуду или получить какую-то справку, требовалось записаться на прием (предварительно отстояв в очереди перед окошечком регистратуры) и в течение нескольких дней, а то и недель, дожидаться своей записи. Но и это не все! Наступает долгожданный день – больница – кабинет вашего участкового, а там – снова очередь.
Электронная система распределения пациентов с помощью инфоматов позволяет избежать больших очередей.
С похожей проблемой загруженности специалистов и длительного получения медицинских услуг сталкиваются молодые родители, чьи дети достигают возраста года или трех лет и приходит время очередного профилактического осмотра. Зачастую такие осмотры растягиваются на пять и более дней, с ежедневными посещениями разных специалистов.

Решать проблему решили в рамках проекта «Новая поликлиника». В апреле 2017 год проект был запущен на территории Пермского края для реализации на площадках 12 «пилотных» поликлиник.
Что было сделано?
В рамках этого проекта планировалось решить, а частично уже был решен целый комплекс проблем, где ключевыми являются доступность терапевтов и педиатров, доступность экстренной помощи и профилактических осмотров, разгрузка регистратур с заменой их интернет ресурсами и инфоматами, разгрузка врачей от непрофильной нагрузки и лишней «бумажной» работой. Также комплексно был создан отдельный тип кабинетов для справок и неотложной помощи, значительно разгрузивший участковых врачей.
Городская клиническая поликлиника №2 участвует в проекте с мая 2017 года.
Заведующий функциональной диагностики ГКП №2 рассказала о том, как в поликлинике реализовывался проект, на примере своего отделения.
«У нас поликлиника одна на большой район, с большим населением. Новый проект значительно улучшает доступность для пациентов: нам закупают новую аппаратуру, закупают больше регистраторов, мы вводим больше бирок, чтобы пациент не ждал неделю своей очереди на ЭКГ, теперь он может за один день пройти полностью обследование. Большое количество оборудования и высококвалифицированные специалисты позволяют значительно сократить срок прохождения всех необходимых процедур».
При этом, – отмечает заведующая, – сама аппаратура теперь более усовершенствованная. Если раньше, к примеру, аппараты ЭКГ были одноканальные и выдавали результат в виде длинной ленты, потом они стали многоканальными – результат ЭКГ записывался на листе А4. Теперь же аппаратура позволяет писать результаты сразу в электронном виде на компьютер врача, которые передаются от специалиста по ЭКГ лечащему врачу пациента. Все это значительно упрощает и ускоряет процесс прохождения специалистов и ожидание результата.
Усовершенствование работы терапевтов
Произошли значительные изменения в работе терапевтов. Если раньше эти специалисты только половину рабочего дня находились в поликлинике, а вторую половину проводили на выезде к пациентам, теперь ситуация выглядит иначе.
«Теперь мы работаем в течение четырех дней на приемах и один день на вызовах. В этот день ходим в основном к хроническим пациентам, которые выписались из стационара и требуют осмотра. В дни приема рабочий день увеличился с 4 до 8 часов. По острым пациентам, которым требуется срочная помощь, всю нагрузку на себя взяло отделение неотложной помощи. Если кто-то вызывает врача с температурой, с болями или с давлением – едет неотложка. Если это хронический пациент, льготник, которому надо пересмотреть терапию, лекарства, – тогда вызывают доктора», – рассказал врач терапевт участковый ГКП №2 Дмитрий Шестаков.

Ожидание своей очереди по записи сократилось с 11 до 1-2 дней. В результате, 2/3 пациентов теперь предпочитают записываться по предварительной записи. За год запись на прием через интернет выросла с 11,4% до 34%, через Call-центр – с 10,7% до 18%.
В самом начале реализации проекта, на ожидание своей очереди в записи к участковому врачу уходило до 11 дней. К сентябрю 2017 года срок ожидания очереди сократился до 3-4 дней, через год приходилось ждать уже 1-2 дня. При этом, до 25% увеличилась доля тех, кто записывается по предварительной записи. Теперь к участковому врачу 2/3 пациентов попадают именно таким образом, что говорит о реальном улучшении ситуации с очередями. Сам способ записи также постепенно стал изменяться. В октябре 2017 года через интернет на прием к врачу записывались 11,4% и еще 10,7% записывались через call-центр. Через год – в сентябре 2018 года, эти показатели выглядели следующим образом: 34% пациентов стали записываться через интернет и 18% – через call-центр. Для удобство, в 2019 году будет создан единый call-центр с общим номером телефона. Таким образом, в среднем, количество посещений выросло на 16% за год.
«Можно с уверенностью сказать, что проблему с доступностью участковых врачей мы решили в большинстве поликлиник Пермского края. Сейчас в лучших поликлиниках попасть к участковому врачу можно прямо в день записи, но работы еще много. Следующая, более амбициозная задача проекта — решить вопрос с доступностью узких специалистов. Сейчас в разных поликлиниках края мы запустили «пилоты» по доступности к таким узким специалистам как офтальмолог, хирург, уролог, травматолог, акушер-гинеколог, стоматолог, невролог, оториноларинголог и ряд других. Если «пилотам» удастся найти эффективное тиражируемое решение по доступности, то мы обязательно запустим аналогичные решения во всех поликлиниках региона», – рассказала руководитель проектного офиса «Новая поликлиника» Минздрава Пермского края Ольга Федина.
Совершенствование работы с документами. Система 5С
Система 5С – новый принцип обращения с документами пациентов. Теперь, в течение тридцати секунд, можно отыскать все необходимые документы, – признаются сотрудники поликлиники №2. Каждый ящичек у рабочих столов подписан. В кабинете не осталось ни одного шкафа для одежды – для сотрудников сделана отдельная раздевалка.
Для разгрузки терапевтов были созданы фельдшерские кабинеты
«Нагрузка на участковых врачей очень большая. Мы помогаем – ездим к пациентам и обязательно докладываем всю информацию лечащему врачу. Необходима взаимосвязь фельдшера и участкового терапевта по вопросам лечения, особенно, если это актив – то есть те, кто находится на постоянном наблюдении у специалистов. По этим пациентам информацию нужно обязательно передавать терапевту. Потом терапевт будет приходить к этому пациенту каждую неделю», – рассказывает молодой фельдшер Анна Густова.

«Стало гораздо удобнее попасть на прием к врачу, очередей стало меньше. Инфоматы – удобная штука», – признается пациент поликлиники, студент Игорь.

«Впечатления положительные. Я, к сожалению, опаздываю на работу, но к врачу попала очень быстро, осталась довольна», – делится впечатлениями Ольга.

Еще один пациент пока не решил, стало ли проще при новой системе: «С инфоматом не поговоришь, но, наверное, стало проще. Записи к моему врачу сейчас нет, но мне высветился номер телефона Call-центра, попробую записаться по телефону».

Городская детская клиническая поликлиника №6
Вместе с проектом «Новая поликлиника» реализуется ряд дополнительных проектов. Одним из самых успешных и результативных дополнительных проектов оказалась реализация внедрения удобной схемы профилактических осмотров для годовалых и трехгодовалых детей. Технология тестировалась на базе Городской детской клинической поликлиники №6. Прежде, на профилактический осмотр детей уходило до 10 часов в течение 5 дней. При этом, необходимо было записываться отдельно к каждому специалисту. Теперь осмотр проводится в единый день профосмотра, длится чуть более часа и проходит в нескольких соседних кабинетах.
Заместитель главного врача ГДКП №6 Елена Сухорукова.
«Для профосмотров у нас выделено отдельное время. Раньше все встраивались в общую очередь. Все шли по общей записи: кто с заболеванием, кто – с профилактическим осмотром. А сейчас детки, которым нужно пройти профосмотр, не пересекаются с остальными пациентами. Список пациентов формируется заранее – где-то 25-35 человек, затем все согласуется с родителями, все заранее обзваниваются: кто каких специалистов проходит. И за два часа они проходят всех специалистов: каждый день, с 11:00 до 13:00».
Очередей удается избежать благодаря системе электронной очереди. Каждый пациент получает через инфомат талон с перечнем специалистов. У каждого специалиста, в свою очередь, на персональном компьютере дублируется информация о пациентах, которые должны его посетить в ближайшие два часа. Электронная система сама распределяет пациентов между врачами, имя пациента и свободный врач отображаются на больших электронных дисплеях.
При прежней системе за 6 месяцев 2017 года осмотр успевали пройти до 290 детей, что составляет 10% от всех детей, которым требуется осмотр. За аналогичный период в 2018 году, в условиях реализации новой программы, осмотр прошли 945 детей, что составило 48% от годового плана профосмотров.

«За год дети проходят очень много специалистов. Раньше родителям приходилось записываться к каждому. Они старались подбирать запись к специалистам в одно время и это не всем удавалось, потому что запись была ограничена: в тот момент, когда они собирались идти на профосмотр, к этим узким специалистам приходили другие пациенты. Сейчас все в одном месте и в удобное для родителей время. По телефоны мы заранее созваниваемся с родителями, сообщаем всю информацию: как будет проходить профосмотр, что необходимо взять, как ребенка удобнее одеть. Родители приходят подготовленные, проходят в течение двух часов профосмотр и уходят довольные», – рассказала заведующая отделением оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Татьяна Мазунина.
Значительно упростился документооборот. Теперь врач педиатр на своем рабочем месте сразу получает актуальную информацию о профосмотре пациентов через компьютер.
Мама троих детей Вера не понаслышке знает о проблемах, с которыми приходилось сталкиваться родителям. Но с появлением новой системы профосмотров стало гораздо проще.

«
Удобно, что все в один день, когда назначают профосмотр. Раньше надо было записываться каждый день. Моему старшему ребенку уже 15 лет. Раньше ходила на осмотры с ним. Потом – со вторым ребенком. Сейчас вот с маленьким. Очень удобно записываться через интернет и мобильное приложение.

»
Помимо повышения доступности медицинской помощи, в рамках проекта «Новая поликлиника» многие поликлиники края отремонтированы и оформлены в едином стиле. В 48 поликлиниках края за год были отремонтированы зоны ожидания и регистратуры, установлено 90 новых инфоматов, установлены системы видеонаблюдения за ситуацией с очередями в больницах в реальном времени.
Преимущества
проекта «Новая поликлиника»
Доступность
Даже к узкому специалисту теперь можно попасть в день записи, или на следующий день
Экстренная помощь на дому
В каждой поликлинике теперь работают бригады фельдшеров, которые каждый день готовы выехать по вызову, снижая рабочую нагрузку на участковых терапевтов
Профилактические осмотры детей
Новый формат профосмотров позволил проходить всех специалистов за два часа, тогда как раньше на это уходило до двух недель
Call-центры
Теперь дозвониться до поликлиники будет гораздо проще – на телефонные звонки будут отвечать специальные сотрудники, а не работники регистратур
Электронная запись на прием
Инфоматы заменяют собой регистратуры: они никогда не ошибаются и оперативно предоставляют любую необходимую пациенту информацию. Также на прием можно записаться через интернет
Электронные очереди
Благодаря системе электронных очередей, каждый пациент сразу обладает маршрутом своего посещения специалистов, что снижает вероятность накопления очередей у одного кабинета
Электронный документооборот
Позволяет в кротчайшие сроки находить необходимые документы
Отдельные кабинеты для справок
Позволяют снизить нагрузку на участковых терапевтов от большого объема «бумажной» работы