spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Борис Радостев о пермском цирке дю Солей

Казалось бы, что может быть более несерьёзней профессии циркача? Но всё не так просто. О том, что на самом деле скрывается за захватывающими трюками и весёлыми розыгрышами, рассказал Борис Радостев, директор Пермской школы искусства и спорта.

— Для меня профессия была, наверное, закономерным выбором. Я, как все мальчишки своего времени, мечтал стать лётчиком, космонавтом. Мне очень нравился спорт. Как и все мальчишки, я пропадал на улице и играл в футбол, хоккей, пробовал себя во многих видах спорта. Когда мне было лет 14, мы с другом занимались акробатикой. И затянуло. А потом стало выбором жизни. В 90-х мы с партнёрами организовали первый цирковой коллектив, сделали программу. Приходилось одновременно быть и режиссёром, и администратором, и продюсером, и инвестором этого проекта. Буквально с первых гастролей по тогда ещё Пермской области, которые проходили в новогодние каникулы, заработали на машину. Время было очень интересное.

Когда цирковой коллектив во Дворце Гагарина остался без руководителя, я принял решение занять эту должность. Участвовали во многих фестивалях, а в 1993 году прошли отбор и попали на конкурс молодых артистов цирка, который проводился между всеми республиками. Председателем жюри был Юрий Никулин. А детей в конкурсе не было вообще. И Никулин специально для нас решил открыть номинацию «Детский цирк».

IMG_5167.JPG

У нас был номер в фольклорной тематике, в котором самым сложным элементом был трюк со скакалкой и тремя акробатами. Мы выиграли конкурс и получили множество предложений — из Мексики, Канады и других стран. Но выбрали контракт с цирком Юрия Никулина на Цветном бульваре. Отправились на полуторагодовые гастроли за рубеж. У меня были девочки от восьми до 16 лет, я сам был немногим старше. Сейчас думаю: в какую же авантюру я ввязался! Их ведь нужно было вывезти из закрытого, по сути, города без родителей. Но мы поехали. Спектакль делался под нас, сюжет по русской сказке. Были задействованы звёзды российского цирка — Ескин, Мухины, Поповы, Карлагины. Одной из главных героинь представления была Екатерина Федосеева, которая сейчас живёт в Канаде. О ней три дня писала газета The Sun — весь день её расписывали с утра и до самой ночи.

IMG_5125.JPG

Дети получили колоссальный опыт. Некоторые известные артисты этой программы присутствовали в Перми во время репетиций. Вообще, наш пермский цирк был долгое время постановочным — артисты приезжали сюда не на один год, а на несколько лет, ставили аттракционы, которые являлись для всего мира открытием, как сейчас цирк дю Солей. На самом деле они не сделали в этом плане ничего нового, а просто удачно проанализировали мировой опыт и открыли для себя жанр даже не цирка, а театрализованного шоу. И в Перми тоже была такая практика. Но, к сожалению, в 90-х от этого ушли. Экономическая сторона продиктовала условия сокращения расходов. Мы отстали от Европы и потеряли кадры.

В 1997 году мне поступило предложение, по сути, создать цирк с нуля. У меня был контракт — гастроли на Бродвее. Но была и мечта создать новое учреждение, чтобы готовить артистов здесь, в Перми, причём таких, аналогов которым нет. И я согласился. Результаты мы видим — совсем недавно вступили в FEDEC (Европейская федерация профессиональных цирковых школ — прим. ред.).

В это тяжёлое время мы получили закрывшийся детский сад и начали его реконструкцию. На первом этаже шёл ремонт, а на втором занимались дети. Мы привлекали внебюджетные средства, нам очень помогали родители, партнёры и предприятия города. Мы всегда мечтали о большом спортивном универсальном зале, где можно было готовить профессионалов — акробатов, гимнастов, циркачей. Скоро мы такой спортивный зал получим.

IMG_5247.JPG

В этом году мы вот уже в пятый раз проводим Международный фестиваль уличных театров PermInterFest, который пройдёт в парке Горького на площадке «Пермского калейдоскопа». Но фестиваль — не самоцель, а часть образовательной программы. С приезжающими артистами общаются воспитанники нашего центра, они получают бесценный опыт. Дети заряжаются такой энергией! Им после этого даже объяснять ничего не надо. А жители города узнают, что такое современный цирк, который находится на стыке жанров. Будущее за театрализацией цирка, за артистом с его художественным образом. Возвращаясь к вопросу детского выбора — ни в одном жанре искусства нет такой ответственности, нет такой дружбы. Ты можешь рисковать, только доверив жизнь своему партнёру. Профессия циркача востребована не только в цирке, но и, например, в театре. Как булгаковская Маргарита может полететь? Полететь может артистка цирка.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости