spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Пермячка с откушенным в концлагере лицом собирает деньги на встречу с «подругами по несчастью»

Не передать словами, что пережила героиня нашей публикации. Вот и спустя более 70 лет она решила рассказать в подробностях, как выжила в фашистском лагере, будучи ребенком.

Людмила Щербенева оказалась в концлагере «Озаричи» в Белоруссии в 1941 году. Тогда ей было всего 11 лет.

— Мы тогда жили в Бресте, на границе с Польшей. Отец у меня был военный. У него постоянно стоял рюкзак с вещами, потому что обстановка была очень неспокойной. 22 июня засверкало, загремело…. Мы сначала думали, что это гроза. Прибежал отец: «Мать, собирай ребят». Мама с нами на вокзал не поехала. Она нас перепоручила тетке, сестре мужа, сказав при этом: «Я партийный работник и не могу сбежать», — вспоминает Людмила Щербенева. — Мы приехали на вокзал, а там уже хозяйничали немцы. Что там творилось! Крик, рев, истерика… Взрослых – отсортировали в одну сторону, детей – в другую. Тетка нас от себя не отпускала. Нас погнали в сторону Минска. В1942 году нас погрузили в товарняк и привезли в Полесскую область. В заболоченном лесу около деревни Озаричи и был лагерь. 

С того дня мирная жизнь Людочки перевернулась. С тех пор она делила ее лишь на «до» и «после».

Озаричи концлагерь.jpg

«Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина. Убивай»

Спустя почти 75 лет после окончания войны Людмила Ивановна до сих пор помнит наизусть то, что было написано в памятках немецких солдат концлагеря. 

«У тебя нет нервов, сердца, жалости. Ты сделан из немецкого железа. У тебя нет нервов и сердца. На войне они не нужны. Уничтожь жалость и сострадание. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина. Девочка или мальчик. Убивай», — с дрожью в голосе вспоминает Людмила Щербенева.

Условия в концлагере были не просто ужасными, их не было вообще. Всего в «Озаричах» содержалось 55 тысяч человек – женщины, дети и старики. Как рассказала председатель Пермского краевого отделения Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей, кормили их раз в сутки ботвой брюквы, а за малейшую провинность наказывали.

— Брали кровь для своих солдат. Но мне повезло. У меня четвертая группа – брак! Спали под открытым небом. Утром встанешь: слева – труп, справа – труп, сзади и спереди – тоже. А ты еще живой. Грелись зимой на этих трупах. Но они быстро остывали, — передает слова Людмилы Ивановны краевая газета «Звезда».

Меня нашли среди трупов

11-летняя Людочка, несмотря на свою юность, была очень стойкой. «Держаться на плаву» ей помогали песни про родину. 

— Конечно, кто-то стоял, как говорится, на шухере, но получилось так, что все равно нас заметил один гестаповец. Заорал: «Партизанен, партизанен!». И мне выжег звезду на груди, чтобы других напугать… Но на меня это не подействовало. Я все равно продолжала петь, — говорит пермячка.

Выживание в фашистском концлагере оставило Людмиле Ивановне не только шрам на душе, но и на теле. Однажды один немец увидел, как девочка рассказывает ребенку, что скоро фашисты замерзнут, и всех узников освободят наши солдаты. Тогда он натравил на нее свою овчарку. Собака так сильно вцепилось в школьницу, что отгрызла ей половину лица. Еще мгновение и пес мог перекусить девочке шею, но ее вовремя спасли.

Концлагерь «Озаричи» освободили советские солдаты в марте 1944 года, но то, что они там увидели, заставило их рыдать. В течение трех дней солдаты по разминированным проходам вывозили тысячи истощенных узников.

Освобожденные из Озаричей.JPG

— Когда пришли наши солдаты, нам сказали, чтобы мы никуда не убегали из лагеря, что там мины, что надо дождаться, когда солдаты разминируют поля. Но разве нас удержишь? Мы и побежали все. Рядом со мной разорвалась мина, меня ранило. Все лицо было в осколках. Меня случайно обнаружили среди трупов, когда стали подчищать поля. Видимо, я подавала признаки жизни, — сдерживая слезы говорит Людмила Щербенева.

После освобождения подросток находилась в партизанском лазарете, а затем ее отправили в Молотов (до 1957 года так называлась Пермь). Юной девочке пришлось пережить 18 операций. Лицо ее было обезображено, пока один солдат-узбек не сжалился над Людочкой и не «подарил ей свою кожу». С тех пор у нее одна половина лица моложе другой и всегда напоминает ей о тех страшных временах.

Далее Людочка попала в детдом в Соликамске, затем поступила в медицинский техникум, а после выпуска работала фельдшером на 26 деревень. После встречи с бывшими узниками концлагерей Людмила решила создать в Пермском крае общество бывших узников. В 1991 году их было 3 800, на сегодняшний день в живых осталось лишь 216.

На прошлой неделе Людмила Щербенева презентовала свою книгу о том, как выжила в фашистском концлагере. Сборник своих воспоминаний она назвала просто: «Людочка».

По словам пермячки, идея создания книги у членов организации возникла давно. Память о тех ужасах до сих пор жжет их сердца и не дает покоя.

15 мая Пермское краевое отделение Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей отмечает годовщину. Через два года организация отметит свое 30-летие. Пермяки планируют отметить свой юбилей, однако им требуются средства, поскольку их осталось так мало.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

В Пермь приехал поезд-музей с военной техникой и образцами оружия

В Перми 20 апреля встретили тематический поезд Минобороны РФ

Пермский писатель Алексей Иванов выпустил мерч к своей книге «Речфлот»

Мерч можно приобрести на презентации книги, но в будущем планируется продажа на маркетплейсах