Андрей Ветров: Сегодня разворачивается настоящая борьба за Арктику
26 мая 2015, 10:27
Андрей Ветров, кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и охраны атмосферы ПГНИУ

Норвежское исследовательское судно «Лэнс» зимовало в районе Арктики в 800 км от Северного полюса в течение года. Выводы норвежцев «Пермская трибуна» обсудила с кандидатом географических наук, доцентом кафедры метеорологии и охраны атмосферы ПГНИУ Андреем Ветровым.

Наука, к сожалению, как и журналистика, в условиях тотального сокращения бюджетов стремится к сенсационности. Это вторая экспедиция норвежских исследователей. Первая была в начале XX века на дрейфующем судне. Их успехи по исследованию Арктики по сравнению с нашими крайне скромны. Российскими же учёными ежегодно организуется арктическая экспедиция и одноимённый дрейфующий ледовый лагерь «Барнео». Имеется дрейфующая станция «Северный полюс», на которой ежегодно десятки учёных проводят исследования тех же самых свойств оледенения. Новая экспедиция норвежцев провела в Арктике год. Прежде всего, заявление норвежцев стоит рассматривать как попытку отчитаться о значительных затратах на саму экспедицию и показать, что они что-то сделали. Конечно, за год ничего сенсационного обнаружить бы не удалось. Скорее всего, эти исследователи пользовались и данными российских учёных.

Но объективно площадь многолетних паковых льдов (морской лёд толщиной не менее 3 м, который просуществовал как минимум два годовых цикла замерзания и таяния) в Арктике действительно уменьшается. Это фиксируется и нашими исследователями, а также подтверждается данными со спутников. Подобные изменения происходят с 1970-х годов. Сегодня учёные сходятся во мнении, что Арктика полностью освободится ото льда, но разница в прогнозах, когда это случится. Разброс мнений здесь от 2030 до 2115 года. В результате освобождения Арктики ото льда климат здесь станет существенно мягче, сделает её вполне обитаемой, а также облегчит доступ к природным ресурсам. Поэтому сегодня и возник такой интерес к арктическому региону, где уже обнаружены огромные запасы органического топлива (газа и нефти). На арктических островах могут быть значительные залежи угля, например, на острове Шпицберген они уже давно обнаружены и добываются компанией «Арктикуголь» из России. А при круглогодичной навигации Арктика будет доступна весь год, что даст значительный толчок в освоении данной территории и увеличении мировой сырьевой базы. Но, безусловно, в результате потепления пострадают существующие виды флоры и фауны. Им необходимо будет приспосабливаться к новым условиям.

Рост температуры в Арктике — лишь часть общего потепления на планете. Его ключевыми причинами принято считать антропогенные факторы. Но многие учёные отмечают, что вклад человечества в эти процессы всё же не столь существенен. Увеличение углекислого газа однозначно фиксируется. Никто не опровергает, что его объёмы в атмосфере повышаются за счёт сжигания органического топлива. Но параллельно с этим происходит повышение температуры на планете, и здесь уже всё сложнее. Как известно, наибольший парниковый эффект создаёт не углекислый газ, а водяной пар. Тепло, исходящее с поверхности земли после её нагрева солнцем, в основном удерживается именно водяным паром, что и создаёт парниковый эффект. Углекислый газ тоже участвует в этом процессе, но вклад его не превалирующий, хотя и существенный. Повышение температуры на планете увеличивает содержание водяного пара, испарение происходит быстрее, следовательно, облаков становится больше. Облака сами по себе экранируют солнечные лучи, охлаждая поверхность планеты, но и водяного пара в результате становится больше, что может повышать температуру. Вообще процессы климатических изменений очень сложны, здесь действуют закономерности, о которых мы можем ещё и не знать. При потеплении также следует учитывать циркуляционные процессы в мировом океане или перераспределение воздушных потоков в атмосфере. Все эти вещи также фиксируются, и сложно сказать, что из этого в первую очередь сказывается на глобальном потеплении. Кстати, выделение углекислого газа возможно при потеплении на планете без участия человека. Огромное его количество содержится в мировом океане. Чем океан теплее, тем хуже в нём растворяется углекислый газ.

Но потепление в Арктике идёт значительно быстрее. Если за последние 100 лет температура на Земле повысилась примерно на один градус, то в Арктике повышение составило четыре-пять градусов. Но она может и так же быстро охладиться.

Сегодня отмечается и повышение уровня мирового океана, но таяние льдов Арктики здесь мало сказывается. Ключевую роль в этом процессе играет термическое расширение объёма воды, ведь, как известно, при нагреве молекулы воды начинают быстрее двигаться, что приводит к увеличению её объёма. Более существенный вклад здесь может внести таяние льдов в Антарктиде и Гренландии. В этом случае объём мирового океана может повыситься в среднем на 7 м, что уже существенно, и в зону затопления попадут огромные прибрежные территории: Новый Орлеан, Венеция, Лондон, все Нидерланды, Санкт-Петербург и др. В случае сохранения тенденции климата на потепление эти льды будут таять примерно тысячу лет.

Вообще с точки зрения цикличности «ледниковых периодов» мы живём не в самую лучшую пору. Последний ледниковый период закончился примерно 12 тыс. лет назад. Циклы оледенения повторяются примерно через каждые 20 тыс. лет. За последние 40 тыс. лет, несмотря на глобальное потепление, условия для нового оледенения как никогда благоприятны. Возможно, именно за счёт антропогенного влияния и сжигания углеводородов мы отодвинули наступление ледникового периода. Но в ближайшие 1–1,5 тыс. лет климат будет находиться на грани «фола» по отношению к оледенению. Развитие любых факторов, понижающих температуру Земли, может вызвать быстро развивающийся ледниковый период, например, серия крупных извержений вулкана или столкновение с массивным астероидом.

Поэтому не стоит преуменьшать влияние климата на развитие человечества, но не нужно этого бояться. Климат необходимо изучать и правильно использовать те возможности, которые предоставляются в результате его изменений. Метеорологи сейчас говорят, что ворота Арктики открыты, нужно этим воспользоваться. В этом году на исследование Арктики в России выделено порядка 300 млн рублей. Эти траты, безусловно, оправданы, учитывая те огромные природные богатства, которыми располагает Арктика. Сегодня разворачивается настоящая борьба за эту территорию. Пока с применением «мягкой силы» разными странами через создание научных станций. Но ряд государств (Канада, Норвегия) уже строят и военные суда ледокольного типа, что позволит если и не вести непосредственно боевые действия, то влиять с помощью вооружения на принятие политических решений на международном уровне.

В центре Перми водитель такси устроил ДТП с двумя пострадавшими
ЧП и криминал сегодня, в 18:24
Фото: Instagram / chp_59

Авария с участием машины такси и иномарки произошла сегодня ночью на пересечении улиц Монастырской и Осинской.

В пресс-службе ГУ МВД по Пермскому краю сообщили, что за рулем Renault Logan с логотипами службы «Яндекс.Такси» находился 47-летний мужчина. Он выехал на перекресток с улицей Осинской и не пропустил автомобиль KIA, который двигался по главной дороге, из-за чего и произошло столкновение.

Травмы получил сам водитель такси и пассажирка KIA. Мужчину доставили в больницу, а женщине было назначено амбулаторное лечение.

Ученики школы в Прикамье пожаловались на компот с опарышами в столовой
Жизнь сегодня, в 18:07
Фото: «ВКонтакте» / «Подслушано Чермоз»
Учащиеся школы в городе Чермоз Ильинского района пожаловались на питание в столовой — в компоте из сухофруктов они нашли крупного червяка. Среди жителей Прикамья разгорелась целая дискуссия в интернете, куда выложили фото, — одни считают, что такой червяк не может быть в сухофруктах, и это опарыш, другие отмечают, что это обычное явление для подобного напитка. 

Фото, предположительно, было сделано в школе имени Ершова в Чермозе, снимок с подписью «Вот такой компот на обед в школьной столовой дают нашим детям!» появилось в группе «Подслушано Чермоз» несколько дней назад. Однако обсуждение не утихает до сих пор: одни считают, что в организации питания детей это недопустимо, другие отмечают, что это обычное явление для компота из сухофруктов, третьи сомневаются, что фото подлинное, а не взято с просторов интернета.

«Ну причем тут школьная столовая, они могут быть в сухофруктах», — пишет Алексей Г. Одна из подписчиц группы отвечает ему, что повара должны следить за качеством продуктов, из которых готовят для детей: «Они его варят и должны промывать сухофрукты. Или по вашей логике если им привезут хлеб с тараканом, то они просто порежут его и дадут на обед? Они ведь не при чем — это же пекарня делает хлеб?»

Людей, возмущенных появлением червяка в компоте, оказалось гораздо больше, некоторые отмечают, что он и вовсе похож на опарыша. «Надо комиссию в школу, чтоб их там вздрючили! Что такое? Развели помойку! Это опарыш! Это не червячок из фруктов!» — возмущается Ольга А. «А в столовую обратились за объяснениями? Надо писать в Роспотребнадзор и послать проверку», — отмечает Галина К.

Есть те, кто сомневается, что фото сделано именно в школе Чермоза: «Это фото может быть и из просторов интернета, и злые язычки пользуются этим и злорадствуют. В эти моменты наблюдаешь за тем, сколько злости от многих со стороны, когда даже неизвестно, чье это творение. Вон иногородних сколько здесь, наверняка они, так скажем, «подливают в огонь масла» дабы выявить, сколько здесь дурачков», — пишет Сергей К.

Однако его сомнения развеивает одна из учениц школы. «Сергей, это не из интернета, это моему однокласснику попалось», — пишет Татьяна Г.

Беседа, несмотря на то, что развернулась несколько дней назад, набирает обороты. Люди сходятся во мнении, что в школу стоит послать проверку Роспотребнадзора, даже если опубликованное фото сделано не в учреждении, перестраховаться, по словам пользователей, будет не лишним.

Лучше Илона Маска. Семилетние инженеры представили в Перми проект по переселению людей на Луну
сегодня, в 17:16

Ребята приехали из Москвы, чтобы на «Робофесте» в Перми рассказать о своем космопорте, который поможет человечеству переехать на Луну.

23 февраля в Перми проходит заключительный день фестиваля «Дни робототехники». На выставке инженерных и образовательных проектов FRO6+, в котором приняли участие дети от шести лет, представлены работы не только пермских команд, но ребят из других уголков России. На пятидневный фестиваль приехала группа из Москвы — пять ребят семи лет разработали свой собственный план космопорта, который поможет человечеству адаптироваться в суровых условиях Луны.


svvyfYzfdVw.jpg


Капитан команды «Техник» Леонид Антропов рассказал «В курсе.ру», почему они решили поработать с темой космоса и важно ли это для всего человечества.

— Космос мы захотели выбрать после того, как сходили в Музей космонавтики. Мы увидели, что технологий для Луны очень мало, хотя люди все равно хотят улететь на Луну. Наш проект только доказывает, что человек может выжить там, — объясняет Леня. — Мы показываем разные вещи, которые помогут в будущем сделать Луну пригодной для жизни человека, создать разные технологии: солнечный купол или методы поиска замороженного льда.

Его коллега по проекту Максим Воробьев добавил еще одну причину, почему построить такой космопорт на Луне просто необходимо.

— Его нужно построить на Луне! Вдруг с Землей что-то произойдет, и люди тогда смогут переехать в новый дом, — уверен Максим.

Сам проект уже готов. Ребята продумали все детали: они разработали для космической станции и место для посадки ракет, и лифт, и даже суперзащитный бункер, в который люди смогут спрятаться в случае возникновения непредвиденной ситуации.


lUlE54JAaB0.jpg


Леня заинтересовался робототехникой, когда его брат пригласил попробовать позаниматься с ним.

— Я не ожидал, но я присоединился к нему и понял, что это мое, — улыбается Леня.

А Максим стал этим увлекаться по совету Лени — в школе, куда он пошел в первый класс, как раз был кружок робототехники.

— Мне об этом Леня рассказал, ну, что брат его робототехникой занимается. Я подумал, что они просто «Лего» собирают. Я сначала дома сам что-то разбирал и создавал заново, а потом пошел в школу и узнал, что там можно записаться на робототехнику. Правда, я пошел не сразу, потому что у меня конструктора не было, но мне стало интересно, и я пошел туда без него, — вспоминает Максим.


1v7KYxeNy0Y.jpg


Создание проекта оказалось не из легких — команда из пяти человек под руководством преподавателя и родителей почти полгода разрабатывала стратегию космопорта. Ребята исследовали научно-технические открытия, уже созданные искусственные спутники и историю запуска людей в космос начиная с сентября. Помимо конструирования механизмов ребята изучали атмосферу Луны, посещали лекции в планетарии, проводили эксперименты и изучали исторические фотодокументы. И хотя им всего по семь лет, эти юные ученые вполне могут стать как Илон Маск или лучше него.

+ Читать еще
Яндекс.Метрика