spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Ирина Колущинская: страсти по мусору

Согласимся, что нефтяной бизнес — дело всё-таки нервное. Работают люди, не покладая рук, и вдруг в центре аравийских песков группа каких-то брюнетов в белых длинных одеждах устраивает всем нам «козу» с ценами на нефть. Не говоря уже о том, что этот природный ресурс исчерпаем и невосполним. То ли дело — мусор! Есть такой акустически жутковатый термин: отходообразователи. Это, по сути, все мы, начиная от домашней хозяйки, которая выбрасывает консервные банки, заканчивая металлургическими заводами, строящими терриконы шлака, и больницами, выбрасывающими тонны использованных ампул, шприцев, повязок и так далее. Собирание, сортировка, переработка подходящего для этого мусора, и захоронение того, что следует закопать, — бизнес вечный и высокорентабельный, не говоря уже о его экологичности.

В общем, 5 мая, в короткий промежуток между великими нашими праздниками, правительство Пермского края приняло Постановление №278-п о конкурсе по заключению концессионного соглашения по созданию в крае межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Что хотели получить господа из краевого правительства в результате этого постановления, точно не известно. Но вышло — как всегда, и даже ещё хуже.

На первый взгляд, затеяли нужное дело — привлечь инвестора с шестью миллиардами рублей, чтобы он построил в крае полигоны, сортировки и всё, что нужно для прекращения захламления мусором нашего региона. Но выясняется, что, прежде чем приглашать инвесторов, в соответствии с законодательством необходимо определить, где и что требуется построить, как будет работать на территории Пермского края система уборки и переработки отходов в целом, и самое важное — сколько за эти услуги будет платить потребитель, а это в первую очередь жители края и, конечно, все промышленные предприятия, учреждения и любой величины бизнес, работающие в нашем регионе.

И всё это должно найти отражение в особом документе под названием «Территориальная схема обращения с отходами в Пермском крае». Она должна быть разработана с участием всех муниципалитетов региона и тарифных органов, и её необходимо согласовать с федеральными структурами экологического надзора. А такого документа в нашем крае нет. Эту схему ещё только собираются создавать.

Программы обращения с отходами, то есть перечня требований к строительству объектов — тоже нет. Заметим, что прокуратура отрицательно отнеслась к указанному Постановлению правительства Пермского края №278-п от 05.05.2016 г. ещё на этапе его проекта. Но оно было принято.

Очень странную «свадьбу» затеяло пермское правительство! «Невесты» и близко нет, а «жениха» пермские правительственные «отцы» уже заказывают и манят его колоссальным региональным приданым. В условиях этой концессии, которая заключается на пять губернаторских сроков, то есть на четверть века, до 2041 года, прописывается всё, что захочет построить концессионер. И то, что он хочет, будет включено в территориальную схему и региональную программу обращения с твёрдыми отходами.

Строго говоря, правительство Пермского края объявляет конкурс на создание межмуниципальной инфраструктуры в сфере обращения с отходами, не имея достоверной информации об объёме потоков отходов, общей логистике их обращения, перечне объектов и требуемом объёме финансирования. Указан в п. 3 Условия концессионного соглашения обязательный объём инвестиций: 6 000 000 000 (шесть миллиардов) рублей без НДС, а также возможность концессионера увеличить этот объём ещё на 15%. Эти условия ничем не подтверждены и не утверждены документально.

По мнению специалистов в отрасли обращения с отходами, указанный объём не нужен и завышен в два раза. В отсутствии территориальной схемы обращения с отходами указанный объём требуемых инвестиций не может быть условием концессионного соглашения. Следовательно, не может быть условием данного соглашения и требование, указанное в п. 13 об обеспечении исполнения концессионером обязательства по концессионному соглашению в размере 900 000 000 (девятьсот миллионов) рублей, исходя из объема инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь в целях создания объекта соглашения. И неспециалисту ясно, что этот крутой пункт говорит о громадной банковской гарантии, которая создаёт препятствие для участия в данном «конкурсе» потенциальных участников. И допускает к нему ну очень конкретного концессионера.

При этом отсутствует в указанных условиях даже предварительный расчёт тарифов в области обращения отходов. И как отразится на потребителях такая «инвестиционная» деятельность, похоже, создателей указанного постановления не интересует. А ведь вопрос: «Почём убрать мусор?» — напрямую касается всего населения Пермского края.

В общем, всё поставлено с ног на голову. По закону сначала должны быть территориальная схема и программа работы с отходами, а потом — конкурс на концессию. А у нас — наоборот. К тому же вернуть вложенные инвестиции потребители должны будут в течение семи-восьми лет, а если у них, то есть у нас, денег не хватит, то и краевой бюджет будет обязан подключиться к выполнению обязательств перед инвестором. Организаторов этого процесса не беспокоит, что шесть миллиардов запросто могут необоснованно перекочевать из кошельков граждан и нашей небогатой казны в карман концессионера.

Прокуратура протестует против проекта Постановления №278-п, однако краевое правительство его принимает. Следом идут новые жалобы в краевую прокуратуру и в УФАС. Более того, Народный фронт в Пермском крае 24 мая проводил круглый стол по этому вопросу, и на этом совещании у краевого правительства не нашлось ни одного сторонника в поддержку этого странного постановления в области госзакупок. И бизнес, и муниципалитеты, и представители прокурорского надзора и госэкологической экспертизы пришли к единодушному мнению о поспешности такого решения краевого правительства.

А между строк протестов и несогласия с этим постановлением знатоки подводных течений данного вопроса в голос утверждают, что край, то есть нас, отходообразователей, готовят к приходу конкретного московского концессионера: в крае пытаются создать очевидную монополию. Хотелось бы думать иначе, но не получается. Все, казалось бы, против нарушения законодательства, но пресловутое Постановление №278-п действует. Что тут можно сказать?

Похоже, кто-то из краевых чиновников с энтузиазмом кинулся разрабатывать свою золотую жилу в горах пермского мусора. Было бы очень славно, если бы этот чиновничий бизнес был вовремя прекращён. Нам что, мало уголовных дел против пермских вип-персон?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

В Пермском крае с 25 апреля открывается сезон навигации для маломерных судов

Решение приняла комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности

Муниципальные торговые точки на пермской набережной откроются до 1 мая

Частные точки съехали, что будет на их месте, пока неизвестно

Novikov Group откроет в Перми кофейню

Она разместится рядом с планируемым к открытию рестораном в правительственном квартале Перми