Павел Рахшмир: Настоящих консервативных политиков в России нет
13 июля 2015, 12:55
Павел Рахшмир: Надо быть верным самому себе
Основатель политологической школы в Прикамье, профессор Павел Юхимович Рахшмир — один из известных российских исследователей консерватизма и фашизма. 18 июля он отмечает юбилей — 80-летие. Но это тот случай, когда возраст не помеха на профессиональном пути. Рахшмир по-прежнему работает в университете и не потерял интереса к науке, а также физическим упражнениям, чем всегда славился. «Пермской трибуне» профессор признался, что не любит давать интервью, но не отказался рассказать немного о предмете своих научных исследований и о самом себе.

— Павел Юхимович, вы являетесь основателем пермской школы изучения консерватизма. В последнее время политологи всё больше говорят о том, что Россия переживает консервативный поворот. Вы с этим согласны?

— Я бы сказал, что России свойственен скорее традиционализм, а не консерватизм. Чтобы сложилась консервативная идеология, нужно время, а российская современная история ещё коротка. Если говорить о традициях, то тут у нас есть проблемы, поскольку традиции были до 1917 года и после 1917 года. Поэтому у нас кто-то больше заинтересован в религиозных ценностях, а кто-то хотел бы, чтобы снова появились портреты Сталина.

— То есть у нас неверно трактуют понятие консерватизма, путая его с традиционализмом? В чём отличие?

— Отец-основатель современного консерватизма — англичанин Эдмунд Берк считал, что традиция даже выше разума, потому что разум фиксирует что-то современное, а традиция — долговременное. Но дело в том, что консерватизму, особенно в наше время, приходится иметь дело с быстро текущей современностью. И поэтому, на мой взгляд, задача современного политика — суметь найти некий баланс между традицией и необходимым обновлением.

— Как вы считаете, у нас есть сейчас политики, которых можно назвать консервативными?

— Есть люди, называющие себя консервативными политиками. Провозгласить себя можно кем угодно, а что они подразумевают под консерватизмом — это дело другое. На мой взгляд, настоящих консервативных политиков у нас нет.

— А что вы тогда понимаете под консерватизмом?

— Консерватизм — это довольно сложное явление, единого определения нет. Я бы сказал, что консерватизм — это тип политики, который нацелен на сохранение существующего, но в то же время для того, чтобы сохранять, иногда приходится что-то менять. Берк нашёл очень хороший образ консерватизма. Он говорил, что политик, который мог бы послужить образцом с точки зрения консервативной идеологии, подобен садовнику. Он должен следить, чтобы крона дерева всегда была зелёной, но, когда появляются омертвевшие, засохшие побеги, он должен аккуратно их убирать. Важно также понимать, что консерватизм — это не катехизис, когда ты оцениваешь явление и смотришь, попадает оно под него или нет. Это дело живое, нужен постоянный анализ, соотнесение традиций и нового.

— Как соотносятся понятия патриотизма и консерватизма?

— Очень хорошо. Только патриот — это не тот, кто кричит, бьёт себя кулаками в грудь. Такие патриоты очень подозрительны. Вообще, когда кто-то кричит о любви к чему-то, это всегда вызывает подозрения.

 Вы также исследовали феномен европейского фашизма. Фиксируете ли вы риски усиления фашистских настроений в России?

— К сожалению, да. Сейчас в Москве, кстати, идёт процесс над организацией «Борн», члены которой приветствовали друг друга цифрой 88. Фашизм — это зараза, в основном дело всяких ублюдков. Фашизм возникает на почве национализма, переходящего в расизм. Но угроза фашистских настроений есть и в других странах. Причём Германия — это не самое опасное, всё-таки там была приличная чистка. Нацистские и праворадикальные организации есть во всех странах, их подпитывает радикальный ислам. Но говорить о том, что есть глобальная фашистская угроза, я бы не стал.

IMG_4364.jpg

— Есть ли люди, которые повлияли на формирование ваших жизненных ценностей, научных интересов?

— Да. Мой Учитель с большой буквы — это Лев Ефимович Кертман. Он начал читать нам курс новой истории стран Америки и Европы, и буквально с первой лекции я ощутил подлинно университетский уровень. Под его руководством я писал кандидатскую диссертацию. Всю жизнь я проработал на созданной им кафедре и стал его преемником. Это как раз тот случай, когда учишься у человека в процессе общения с ним, не только как с преподавателем и наставником. Мы даже успели написать вместе книгу о США и Западной Европе накануне Первой мировой войны, которую хорошо приняли студенты. Вторым моим учителем стал московский историк Александр Абрамович Галкин, известный специалист по проблемам фашизма, современных международных отношений. Вместе с ним мы написали книгу «Консерватизм в прошлом и настоящем», это было ещё в конце 1980-х годов.

— Вы ведёте очень активную жизнь — до сих пор занимаетесь наукой, спортом. Что является источником вашей жизненной силы?

— Чем-то одним это не объяснишь. Я живу, как живу. Главное — надо быть верным самому себе.

— Вы столько лет преподаёте в одном университете. У вас не было мыслей сменить место или сферу работы?

— Порой мелькали мысли, не лучше ли пойти в академический институт. Но в принципе, можно сказать, что я нашёл себя. Наука — это моё, и я даже как-то в преподавание втянулся.

— Если бы другие преподаватели попросили вас поделиться опытом, что бы вы им посоветовали?

— Я не даю таких абстрактных советов. Я не хочу выступать в роли учителя учителей. Дело в том, что преподавание — это дело индивидуальное. Попытки загнать его в какие-то жёсткие рамки, унифицировать наносят страшный вред.

— Какое время, на ваш взгляд, было наиболее благоприятным для науки, для образования?

— Пожалуй, 1990-е годы. Тогда было не так много бюрократии, внешних вмешательств в учебный процесс было намного меньше. Сейчас стараются это дело унифицировать. А преподавание всё-таки дело живое, требующее творческого подхода. Гуманитарное образование предполагает общение преподавателя со студентами. Это взаимный творческий процесс.

— Вы преподавали у нескольких поколений студентов. Как они изменились?

— Да, через меня прошло не одно поколение. Я не хочу сказать, что кто-то был лучше, а кто-то хуже. Каждое поколение имело свое специфическое лицо. Сейчас, несмотря на все попытки унифицировать процесс, студенты разные. Пожалуй, их отличает лучшее знание иностранных языков. Я преподаю всеобщую историю и сталкиваюсь с ребятами, для которых язык не проблема.

— Есть ли что-то, что вы цените больше, чем науку?

— Да. Жизнь.

— А какое событие вы бы могли назвать одним из самых важных в вашей жизни?

— Событий было немало. Помню, какая была радость, когда я выиграл первые свои соревнования по фехтованию. Последний раз я тайком принимал участие в соревнованиях в 1965 году и выполнил норму кандидата в мастера.

— Какие книги вы любите читать? Есть ли такая, которая повлияла на вашу жизнь?

— Я люблю читать хорошие книги. Но книга на всю жизнь — это «Три мушкетера». Первый раз я прочитал её в школе. Читал так, что знал почти наизусть. Мне импонировали и герои, и исторический период, о котором в книге шла речь. Отсюда возник, кстати, мой интерес к фехтованию.

— Есть ли какие-то качества в людях, которые вас привлекают, которые вы цените?

— Чаще всего сближают общие интересы.  Настоящую дружбу нельзя объяснить рационально.

— Есть ли у вас какие-то привычки, ежедневные ритуалы?

— Главная привычка — каждое утро делать зарядку. Если утром не сделаю зарядку на воздухе, весь день чувствую себя плохо.

— Готовитесь к своему юбилею? 80 лет — красивая цифра.

— Да, хорошо, что не 88.

 

Беседовала Юлия Усольцева,

Фото Алексей Суханов

В Прикамье сводят счеты с жизнью примерно два человека в день
Жизнь 20 ноября 2018, 20:18
Фото из открытых источников

Неутешительные данные опубликовал Пермьстат. Согласно статистике, в регионе рождаемость снизилась, а смертность – наоборот выросла.

Статистики подвели итоги первых девяти месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и пришли к печальным выводам: демографическая ситуация в Прикамье меняется отнюдь не в лучшую сторону. Число родившихся снизилось на на 8,5%, а вот умерших – наоборот увеличилось на 1,5 %.

При этом естественными причинами смерти пермяков чаще всего становятся болезни системы кровообращения, а среди неестественных – самоубийства.

С начала 2018 года в крае добровольно ушли из жизни 503 человека – получается по два человека в день. Чудовищную статистику добавляют отравления алкоголем. С начала года они унесли жизни 330 жителей края. Транспортные происшествия забрали жизни 229 человек, жертвами убийц стали 211. Почти столько же – 210 человек погибло в результате несчастных случаев, связанных с огнем. Всего от неестественных причин в Прикамье с начала года погибло 2 573 человека.

Средневековье какое-то. На празднике в Прикамье весело выпотрошили гуся
Жизнь 20 ноября 2018, 19:03
Фото: стоп кадр из видео

Своеобразный праздник Гуся прошел в деревне Аитково Лысьвенского района. Главный герой праздника был …. торжественно уничтожен.

Жили у бабуси, но не долго. В Прикамье отметили праздник Гуся. В соцсетях уже шутят, что для самой птицы этот обряд едва ли можно назвать праздником. Но жители деревни Аитково Лысьвенского района так развлекаются каждый год. Суть праздника в следующем: несколько команд соревнуются в процессе разделывания птицы: от закалывания, до приготовления блюда из гуся. «Средневековье какое-то», – пишут по этому поводу пользователи соцсетей. 

Гусиный парад

Праздник гуся прошел в минувшее воскресенье. Все началось довольно безобидно для героя торжества: гусей, одетых в маскарадные костюмы, вывели на парад. После того, как нарядные птицы прошли по главной деревенской улице, весь праздник переместился в здание сельского клуба. То, что началось потом, виновникам торжества едва ли пришлось по душе.

– Гусиные помочи — это древний обряд закалывания гуся и его дальнейшей обработки, – рассказала корреспонденту телекомпании «УралИнформТВ» директор национально-культурного центра «Шауба» Дилюся Нариманова. – И, получается, что мы возродили этот обряд, хотя он проводится каждый год и в каждой семье, но мы сделали его такую интерпретацию с ярмарочным процессом, с играми, со всяким интерактивом. И показываем нынче на сцене такой обряд, уже как он есть, как он должен быть.

Гусепотрошители

Процесс разделки гуся со стоит из нескольких этапов: сперва птицу нужно ощипать, затем очистить его от внутренностей. Потом, распевая задорные народные песни гуся понесли к речке, где вынули внутренности и вымыли птицу изнутри. Их пуха и перьев так же радостно участники сделали подушки. Причем весь процесс происходил в режиме состязаний - команды участники соревновались друг с другом на скорость. Быть гусепотрошителем – не просто, но, когда это превращается в игру, да еще и командную – уже интересней.

– На праздник всегда приезжает много людей из разных сел и мы соревнуемся друг с другом, – говорит коренная жительница деревни и участница праздника Маргарита Юлдашева. – У нас коллектив очень большой, мы даже ездили в Крым выступать.

Команды – победители в качестве приза получали почётные грамоты и запеченного гуся с яблоками. И все без исключения могли попробовать настоящую гусиную кашу. Сообщается, что для потрошения были использованы не те птицы, что участвовали в гусином параде, а забитые заранее. 


Разъяренная пермячка избила ногами гражданского мужа во время романтического ужина
ЧП и криминал 20 ноября 2018, 18:12
Фото: woman.mynavi.jp
Она задела не только его чувства, но и гордость, поэтому мужчина обратился в полицию.

В Прикамье романтический вечер гражданских супругов окончился дракой. Как выяснилось, во время ужина мужчина оскорбил даму сердца, из-за чего они поссорились. Когда аргументы кончились, женщина не нашла ничего лучше, чем несколько раз ударить возлюбленного ногой в грудь. Затем она выставила его за дверь.

Униженный мужчина решил проучить женщину и написал заявление в полицию. Спустя некоторое время ее вызвали в суд. Каратистку признали виновной в нанесении побоев и назначили наказание в виде штрафа в пять тысяч рублей.

Приставы вручили пермячке, решившей преподать мужу урок хорошего тона, постановление. Однако штраф она так и не оплатила. В итоге служители Фемиды составили протокол в отношение должницы. Суд назначил ей наказание в виде ареста на восемь суток. В настоящее время женщина отбывает наказание, сообщили в пресс-службе УФССП по Пермскому краю.
+ Читать еще
Яндекс.Метрика