Автономная некоммерческая организация (АНО) «Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36» прекращает свою деятельность.
Об этом сообщает пресс-служба АНО «Пермь-36». В качестве причины самоликвидации указывается безуспешность переговоров с администрацией губернатора Пермского края и их бесперспективность, а также невозможность выполнения уставных целей.
Напомним, с 2014 года на территории бывшего лагеря для политзаключенных «Пермь-36» одновременно начали действовать две организации: АНО «Пермь-36», которой принадлежит вся коллекция музея политических репрессий и государственное учреждение «Мемориальный комплекс жертв политических репрессий», в собственности которого находится большая часть недвижимого имущественного бывшего лагеря. При этом механизмы взаимодействия учреждений обсуждались на совещаниях в администрации президента при участии Вячеслава Володина. Тогда было принято решение о создании общественного совета для управления музеем во главе с экс- уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным.
По словам уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, все вопросы между АНО и краевыми властями могут быть решены, механизмы для этого выработаны, но пока не реализованы.
Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае:
— Причины самоликвидации АНО могут состоять в следующем. Весь прошлый год сотрудники АНО не имели доступа на территорию музея, а вся его уставная деятельность строится на базе бывшего ГУЛАГа. Кроме этого, региональный минкульт начинает предъявлять иски по выплате долгов АНО. Шагов по мирному урегулированию проблем не предлагается. Надеюсь, что это не последние новости от АНО, и организация всё же продолжит свою работу в том или ином виде. Ведь ликвидация некоммерческой организации может занять до полугода. На одном из последних совещаний в администрации президента были обозначены возможные механизмы взаимодействия краевых властей и руководства АНО. Но эти договорённости не были выполнены со стороны минкульта Пермского края. Хотя есть чёткая позиция администрации президента по сохранению музея политических репрессий, готовность руководства края, но по факту движения в этом направлении нет. Очевидно, в такой ситуации неопределённости руководство АНО и приняло подобное решение.
Получить комментарии основателей АНО «Пермь-36» не удалось: Татьяна Курсина сейчас находится за границей, а Виктор Шмыров по мобильному телефону не отвечал. Пресс-секретарь АНО Андрей Никитин в беседе с корреспондентом «В курсе.ру» заявил, что ликвидацию организации можно рассматривать как самобанкротство.
Андрей Никитин, пресс-секретарь АНО «Пермь-36»:
— В первую очередь ситуация обусловлена тем, что в отношении АНО министерством культуры были поданы судебные иски, которые были удовлетворены. Претензии довольно большие, и возможности расплатиться по ним у организации нет. При этом с бывшим главой администрации (Алексеем Фроловым — ред.) была договоренность о внесудебном решении вопроса. После его ухода переговоры велись с Кириллом Маркевичем (заместитель главы администрации губернатора — руководитель департамента информационной политики, фактически в отсутствие назначенного главы исполняет его политические полномочия — ред.), даже были достигнуты некоторые новые договоренности, но физически АНО находилась в таком состоянии, что другого пути, кроме ликвидации, не осталось.
Кирилл Маркевич от комментариев отказался: «Органы государственной власти не комментируют деятельность некоммерческих организаций».
Председатель Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал» Роберт Латыпов ликвидацию «Пермь-36» назвал «поражением пермского гражданского общества».
Роберт Латыпов, председатель Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал»:
— Ликвидация «Пермь-36» — это очередное поражение гражданского общества, наше общее поражение. Этот музей — общественное достояние, единственный в своем роде памятник ГУЛАГу. «Пермь-36» — единственный музей, который создавался и развивался общественной организацией, что было просто невозможно в других регионах.
У меня нет никаких претензий к руководству и сотрудникам «Пермь-36» — невозможно работать, когда тебя не пускают на работу, создают препоны и срывают переговоры. Со стороны учредителей общественной организации предпринимались попытки исправить ситуацию интеллигентным и разумным образом. Когда эти попытки были исчерпаны, появилось такое решение.
Правозащитник также отмечает, что была еще одна формальная причина для решения о ликвидации — последний год организация не занималась уставной деятельностью. «В Уставе АНО было записано, что она создана для организации музейной деятельности на территории комплекса и исторических исследований. Эти цели невозможно исполнять, если вас туда не пускают. А если уставная деятельность не ведется, то со временем это может стать поводом для претензий со стороны Минюста, который потребует закрыть организацию», — считает Роберт Латыпов и резюмирует: «Люди много работали, создали один из брендов Пермского края, и эту работу у них отобрали. Принуждение к закрытию АНО — это позор для нашей власти».
Источник в администрации губернатора полагает, что «эта история обернется очередной головной болью для губернатора»: ситуация находится на контроле в администрации президента и аппарате полномочного представителя президента в ПФО, специалисты которого должны на этой неделе приехать в Пермь.
С ним соглашается бывший советник главы администрации губернатора Алексей Чусовитин.
Алексей Чусовитин, политолог:
— Это очень резонансная тема. Я не думаю, что она умрет, и на этом все закончится. Сейчас важно, сумеет ли администрация губернатора правильно проинтерпретировать это событие. С одной стороны, фактически долги у АНО «Пермь-36» существуют, и они объективны. С другой стороны, большая доля правды есть и на стороне АНО. Не исключено, что в связи с этим претензии могут появиться у политических оппонентов губернатора и его команды.
«Фактически умер один из брендов, но музей остается. Новая организация развивается, у них большие планы на будущее», — все же подчеркивает эксперт.