Игорь Минтусов: Влияние политконсультантов уменьшилось в два раза
Власть и политика 27 апреля 2015, 13:47
Игорь Минтусов, глава PR-компании «Никколо М»

Президент Российской ассоциации политических консультантов, председатель Совета директоров «Никколо М» Игорь Минтусов рассказал «Пермской трибуне» о том, как с 90-х годов изменились политтехнологии и чего ждать от следующего электорального цикла.

— «Никколо М» работает в сфере политического консалтинга с 1989 года. Как за это время изменилась ситуация на рынке политтехнологий?

— В период с 1989 по 2002 год успех кандидата на выборах зависел от трёх факторов. Первое — личность кандидата, второе — деньги, ресурсы, третье — команда кандидата, политтехнологи. Все эти факторы имели одинаковый вес — 33,3%. В 2000-х годах появился четвёртый фактор, который стал основным, — это административный ресурс. Если использовать термин из бизнеса: у него «контрольный пакет акций». То есть у него 51%. И выходит, что остальные три фактора скукожились: финансовый ресурс сейчас занимает 20%, личность кандидата 15% и ещё 15% — работа политконсультантов. Поэтому, если резюмировать, то можно сказать, что влияние политконсультантов уменьшилось в два раза.

— А как изменились подходы в работе с избирателями?

— Важно понимать, что есть электоральное и неэлекторальное политическое консультирование. В 1990-х годах если не всё, то почти всё определял электорат. В этом смысле работа политического консультанта заключалась в том, чтобы привлечь его внимание и в итоге получить его голос. В 2000-х годах основным стало неэлекторальное политическое консультирование. Последние выборы в Госдуму РФ по одномандатным округам были в 2003 году, с 2007 года — партийные списки. Соответственно, к нам приходили клиенты, которые спрашивали, как попасть в список на проходное место, сколько это стоит и так далее. То есть неэлекторальное консультирование заключается, например, в том, чтобы провести кампанию внутри партии, чтобы партийный босс из нескольких кандидатов выбрал тебя.

В целом в условиях резкого роста административного ресурса влияние избирателей на исход выборов значительно уменьшилось. Во второй половине 2000-х годов появилась серьёзная проблема фальсификации выборов. Квинтэссенция этого была на выборах в Московскую городскую думу в 2009 году. Тогда «Единая Россия» заказала ВЦИОМ эксит-полл, который показал, что партия набирает где-то 46% голосов. Официальный результат был 64%. Любой профессиональный социолог понимает, что таких ошибок в принципе быть не может. Обычно погрешность составляет 1,5–2%.

— Можно ли тогда говорить, что, как следствие, упало «качество» политиков?

— Да, так можно сказать. Но сейчас сложился новый рынок. Людей с деньгами всё равно больше, чем проходных мест. Есть ведь и неприятные полупроходные места. И это целая наука, искусство наших политических функционеров, сделать так, чтобы человек заплатил деньги за полупроходное место, без гарантий. К слову, цена вопроса на протяжении всей кампании сильно варьируется. Это как со строительством дома. Если платите за год до заложения фундамента, то цена одна. А если вы приходите, когда первый этаж уже построен, — стоимость кв. м намного выше. Поэтому, чем ближе выборы, тем выше цена. На выборах в Госдуму в 2007 году стоимость мандата составляла от 2 до 6 млн долларов.

— Как меняются сами политические технологии?

— Я всегда говорю, что выборная кампания — это очень простое дело. Она состоит всего из двух частей — сначала вы создаёте месседж, а потом доводите его до электората, используя различные каналы доставки. Нет таких кампаний, которые выигрывались с хорошим месседжем, но без каналов доставки, и наоборот. Вся история развития технологий — это история развития создания месседжей и история развития технологий его доставки. Сейчас появился ещё один канал доставки — интернет, digital-технологии.

В книге «Новое политическое целевое планирование» Хала Мэлчоу говорится о том, что успех на любых выборах всегда определяет 10% электората. Это те, кто не решил, за кого будет голосовать, но пойдёт на выборы. В остальном кандидаты на старте могут померить рейтинги. И вся задача политического консультанта — найти эти 10%, чтобы именно на них направить всю мощь избирательной кампании. Как говорит наш президент: адреса, фамилии, явки. Так вот, книга посвящена тому, как эту целевую группу определить. И главное направление политтехнологий сейчас — микротаргетинг, концентрация на отдельных целевых группах. И это очень хорошо делается с помощью digital-технологий, когда отслеживаются лайки, запросы и так далее. Так очень быстро можно построить ваш профиль, понять, чем вы интересуетесь. И конкретно вам адресовать нужный месседж.

— У вашей компании, например, есть доступ к такой информации?

— У нас нет доступа к такой информации. Но есть ряд компаний на рынке, которые специализируются именно на этом. Я уже не говорю о том, что есть информация, которая доступна органам ФСБ и так далее. Наша компания строит общую стратегию, а компании, которые специализируются на digital, мы берём на субподряд. Условно говоря, мы продаём «телефоны» и привлекаем компанию, которая делает «софт».

— Что нам ждать от следующего электорального цикла? Можно ли бороться с административным ресурсом?

— Поведение власти на следующих выборах особенно никак не изменится. Первое, думаю, что голоса будут подсчитывать честно, второе — несистемную оппозицию постараются не допустить на выборы.

Бороться с административным ресурсом можно. Тут та же ситуация, что и с наперсточниками. Можно ли их поймать за руку? Да, но для этого должна быть команда. Потому что рядом с тем, кто играет, стоят два человека, которые неожиданно могут вмешаться, помочь ему. Поэтому у тебя тоже должно быть два-три человека, которые блокируют этих людей. Если ты просто очень наблюдательный, но у тебя нет систем поддержек, выиграть нереально. В некоторых одномандатных округах смогут выиграть известные люди, оппозиционеры, но я думаю, что контроль всё же останется у власти. Если, конечно, из-за кризиса уровень жизни не упадёт слишком сильно и люди не выйдут на улицу.

Беседовали Юлия Усольцева, Денис Кашников

В Перми разыскивают 65-летнего пенсионера, страдающего провалами в памяти
ЧП и криминал 23 января 2018, 20:30
65-летний Виктор Кошкарев пропал без вести в Перми.

Мужчина ушел из дома в воскресенье, 21 января, на улице Кавалерийская и не вернулся. Пенсионер страдает провалами в памяти.

Приметы: рост 178 сантиметров, на вид 65 лет, среднего телосложения, прихрамывает на правую ногу. Ушел в вязаной темно-серой шапке, черной куртке, брюках в полоску темно-серого цвета и черные ботинки.

Волонтеры из группы «Поисковый отряд им. Ирины Бухановой» ищут добровольцев для расклейки листовок в Индустриальном районе.

Всех, кто располагает информацией, просят звонить по телефонам: (342) 241-36-40 или 02.

Финал премии «Серебряный Лучник» —Приволжье пройдет 25 января
Жизнь 23 января 2018, 20:20
Финальные мероприятия премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» — Приволжье пройдут в Нижнем Новгороде, в них примут участие два пермских проекта. 

Публичная защита проектов и церемония награждения победителей состоится 25 января в Нижнем Новгороде в ГЦСИ Арсенал (Кремль, корпус 6). В финал премии вышли 24 проекта, реализованные в восьми регионах ПФО в 2017 году. От Прикамья в шорт-лист попали: проект-фильм «Испытание временем» филиала «Азот» ОАО ОХК «УРАЛХИМ» в Березниках и «Современная графика по Брайлю» Музея современного искусства PERMM.

В 11:00 пройдет выступление председателя Совета директоров Коммуникационной группы АГТ Вячеслава Лащевского. Он расскажет о структуре рынка коммуникаций в России и приведет примеры успешных коммуникационных кампаний.

С 12:00 до 17:00 будет проходить публичная защита проектов, а в 18:00 начнется торжественная церемония вручения наград.

Напомним, что «Серебряный Лучник» проводится в ПФО уже седьмой раз. Участие в конкурсе стало для специалистов по коммуникациям знаком профессионального признания и значимым этапом карьеры. Полный список проектов, вышедших в финал, размещен на сайте Региональной премии «Серебряный Лучник» — Приволжье.

Ляйсан Утяшева поможет маленьким пермякам победить рак
Жизнь 23 января 2018, 20:06
Фото: Peopletalk
Заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, чемпионка мира, шестикратная чемпионка Европы Ляйсан Утяшева организует сбор средств в поддержку пермского проекта «Донорство ума», организованного фондом «Дедморозим», для развития Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова.

Проект организован в рамках лотереи «Русфонд.Мечта», в которой звездными волонтерами стали «Квартет И», певица Нюша,  Евгений Плющенко, Сергей Безруков, Филипп Киркоров, братья Запашные, Александр Кержаков. Каждый из них поддерживает один из фондов, занимающихся развитием Национального регистра доноров костного мозга. В этом году звездным волонтером стала Ляйсан Утяшева для фонда «Дедморозим» и пермяков.

Лот с Ляйсан разыгрывается до 5 марта 2018 года. Принять участие в розыгрыше может любой желающий. Для этого нужно перейти по  ссылке и сделать разовое пожертвование в поддержку проекта в размере 500 рублей. Победитель лота, определенные случайной выборкой, проведет с гимнасткой целый день, чем именно займется Утяшева и победитель, организаторы пока держат в тайне, также победитель получит подарок с автографом от звезды. Также девушка предлагает победителю взять с собой друга или подругу. 

Вырученные на лотерее «Русфонд. Мечта» средства помогут развивать Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. При этом 20% от общей суммы лота Ляйсан Утяшевой будет перечислено в фонд «Дедморозим» на развитие сети пунктов сдачи крови для потенциальных доноров в Пермском крае — в настоящее время крупнейшей в России, сообщает пресс-служба «Дедморозим».

+ Читать еще
Яндекс.Метрика