Не дождавшись одобрения Владимира Путина, губернатор Пермского края Виктор Басаргин попытался вступить в избирательную кампанию, но сделал фальстарт.
В четверг, 22 декабря, в Органном зале на торжественное мероприятие собрались пермские элиты. Официально оно называлось «Подведение итогов социально-экономического развития Пермского края в 2016 году», неофициально — губернаторский новогодний прием. Пока в Перми на сцене пели и плясали медведи, в Москве страна прощалась с дипломатом Андреем Карловым, убитым в Анкаре.
С самого утра пермский истеблишмент ожидал более значимого мероприятия: на 16:30 было назначено заседание правительства, на котором губернатор Виктор Басаргин намеревался фактически дать старт своей избирательной кампании и объявить об административной реформе, которую он анонсировал еще в сентябре, а его ближайшее окружение готовило несколько месяцев — правительство должен возглавить лично губернатор. Говорят, что по задумке идеолога этой реформы — ближайшего соратника губернатора, вице-премьера пермского кабмина Олега Демченко — это позволило бы Виктору Басаргину свалить вину за все предыдущие провалы на нынешнего председателя правительства Геннадия Тушнолобова, а заодно и показать Кремлю и избирателям, что в неустойчивой пермской политической системе начались положительные изменения.
Но тут случилось то, чего никто не ожидал. Сразу же после приема оперативники ФСБ подошли к Олегу Демченко и на глазах у чиновников, депутатов и прессы увезли его на допрос по уголовному делу в отношении экс-министра транспорта Алмаза Закиева, который подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями при лоббировании подрядчика на строительство обхода вокруг Чусового — компании из Тюменской области, откуда он сам приехал по приглашению Демченко. На допросе вице-премьер пробыл до позднего вечера. Буквально сразу же после того, как его доставили в региональное УФСБ, источники сообщили, что «Олег Васильевич проходит по делу свидетелем, но вскоре он может стать подозреваемым». Один из собеседников, который знаком с ситуацией, сообщил, что Олега Демченко также могут допросить по уголовному делу в отношении министра спорта Павла Ляха, который подозревается в превышении полномочий при реконструкции стадиона «Динамо» — спортивной вотчине пермских силовиков, а также по делу о неуплате налогов краевым АО «Пермский свинокомплекс», возбужденному в отношении руководства предприятия и иных неустановленных лиц (источники говорят, что речь идет о чиновниках регионального правительства, которые курировали деятельность АО).
Случившееся показное задержание Олега Демченко большинством наблюдателей было воспринято как сигнал региональным властям, что никакого заседания правительства проводить пока не стоит. И действительно, еще за час до его начала появилась информация, что мероприятие могут отменить и перенести на 28 декабря, но губернатором было принято решение все-таки собрать министров.
Заседание проходило в закрытом режиме и продлилось всего 15 минут. На нем Виктор Басаргин поздравил присутствующих с наступающим Новым годом, поблагодарил за работу и, попросив «не держать на него зла», анонсировал реформу. «Правительство работает по инерции, но в следующем году вся работа должна быть отлажена», — заявил он. Он пообещал, что до конца реформы все министры и вице-премьеры получат статус исполняющих обязанности. На том же заседании Виктор Басаргин поручил руководителю аппарата правительства Пермского края Елене Абузяровой и заместителю руководителя администрации губернатора Николаю Подбельскому подготовить соответствующий указ к 28 декабря.
То, что произошло дальше, очень развеселило пермскую политическую тусовку. На «Пермском региональном сервере» по распоряжению Алексея Чусовитина, который в ближайшее время должен официально вступить в должность политического замглавы администрации губернатора, был опубликован пресс-релиз, в котором со ссылкой на слова Виктора Басаргина говорилось, что правительство фактически распущено, а также уже «разработан указ, в соответствии с которым правительство региона будет возглавлять губернатор», что привело к путанице. Несмотря на официальную информацию, фактически министров никто не увольнял, и как минимум до 28 декабря все они сохранили свои должности. «Нет никакой отставки правительства. Я завтра провожу заседание правительства, там будут все министры в статусе постоянно работающих. Никаких проблем нет», — публично опроверг слова губернатора председатель правительства Геннадий Тушнолобов в разговоре с радиостанцией «Эхо Перми».
Губернатор отправил министров в отставку, но они не послушались
Еще большую комичность эта ситуация приобретает в связи с тем, что сегодня Виктор Басаргин отправился в Москву, где, по предварительной информации, пробудет до 28-29 декабря, а и. о. губернатора все это время будет Геннадий Тушнолобов, ради отставки которого, говорят, административная реформа и затевалась. При этом источники до сих пор не знают, как сложится его судьба, — одни прочат ему «почетную» должность советника, другие — должность первого заместителя губернатора.
Решение о «сливе» Геннадия Тушнолобова воспринимается неоднозначно. Изначально Виктор Басаргин формировал свой кабмин под чиновников-варягов, который должен был возглавить его близкий соратник Роман Панов, но сразу же после утверждения его кандидатуры в 2012 году, он был задержан по подозрению в хищениях бюджетных средств при подготовке саммита АТЭС, а позднее приговорен к 6,5 года лишения свободы. Другой фигуры сопоставимой с Пановым по весу в окружении Басаргина не нашлось. В 2013 году администрация губернатора сумела уговорить Геннадия Тушнолобова — политика-тяжеловеса, обладающего большим авторитетом среди пермских элит, — занять должность председателя правительства. При этом фактически все это время руководство кабмином осуществлял «теневой премьер» Олег Демченко, чьи креатуры преимущественно и назначались на министерские должности, а Геннадий Тушнолобов осуществлял функции медиатора между региональными элитами и варяжским правительством.
Источники утверждают, что, согласно имеющимся планам, публично будет объявлено, что ответственность за провалы в социально-экономической и политической сферах несет предыдущая команда администраторов (ранее, напомним, свой пост оставили глава администрации губернатора Анатолий Маховиков и его заместитель Александр Козенков). А за уголовные дела в отношении министров (только за этот год силовики пришли за министром строительства Виктором Федоровским, министром связи Евгением Балуевым, министром спорта Павлом Ляхом, министром транспорта Алмазом Закиевым и другими чиновникам, а всего за время правления Басаргина у силовиков возникли претензии почти к 20 высокопоставленным государственным служащим, которые фактически являлись креатурами Олега Демченко) должен отвечать Геннадий Тушнолобов — мол, именно он не уследил за своими подчиненными.
В окружении губернатора считают, что эти меры позволят отстроиться от негатива, начать все с чистого листа. Безусловно, это решение является предвыборным ходом, как и мнимая поддержка Виктора Басаргина главами муниципалитетов и промышленниками, но проблема в том, что президент до сих пор не одобрил его участия в предстоящих выборах губернатора, несмотря на посылаемые Басаргиным сигналы в Кремль и на Старую площадь. Вчерашний сигнал, как говорят, был воспринят с недоумением — якобы согласия на политическую реформу Виктору Басаргину в Москве не давали.