Есть информация, что ЦК профсоюза медиков в конце ноября по всей стране организует акции протеста врачей против ситуации в здравоохранении.
Что на самом деле в этом вопросе мы, простые смертные, то есть население, не знаем и не понимаем. Ну, например, что значит: «Минздрав до сих пор утвердил только 17% стандартов оказания медицинской помощи, из-за чего невозможно рассчитать тарифы на обязательное медицинское страхование». Для нас из этих слов ясно одно: денег нету… И похоже, что дело совсем худо, потому что замглавы Счётной палаты Вера Чистова говорит: «Отказаться от стандартов при осуществлении финансового планирования при оплате медпомощи в условиях действующего законодательства невозможно». Вот как! А что, кто-то отказывается? И что?!.
…Оказывается, Минздрав больше как бы не хочет разрабатывать медстандарты. Причём их, оказывается, порядка двух тысяч. Среднестатистический пациент от этой информации хватается за сердце: это что?.. А затем
—
за голову, потому что выясняется, что теперь Минздрав принимает решение перейти на «метод клинико-статистических групп (КСГ)», потому что «стандарты постоянно меняются, их невозможно раз и навсегда зафиксировать. А КСГ дают более точную оценку стоимости лечения». Здорово, правда? Древнеегипетские жрецы отдыхают: их терминология была для простолюдинов куда проще. До кучи выясняется, что «на федеральном уровне отсутствуют единые принципы формирования финансового обеспечения базовой программы ОМС и полного тарифа на оплату медицинской помощи».
А в результате этого набора слов в процессе бодания ФОМСа, Минздрава и Счётной палаты в здравоохранении страны дыра в 40 млрд рублей. Вот это понятно: денег на медицинскую помощь в стране шибко не хватает. Причём не из-за цены на нефть, курса доллара и санкций, а из-за чиновничьего бардака.
Бьюсь об заклад: пользователи медийных сайтов входят в 5% населения, которые пользуются частной медицинской помощью. Наши читатели рассуждают так: мы что
—
больные?!. Мы давно забыли дорогу в районную поликлинику. У нас не две жизни, чтобы неделю ждать десятиминутного приёма у участкового терапевта (или педиатра) только для того, чтобы этот «участковый диспетчер» дал нам направление на приём к гастроэнтерологу, который, собственно, нам изначально и нужен. И к которому мы неделю будем в очередной раз стоять в очереди. Нам это надо?!.» И как бы нам без разницы эта бесплатная медицинская помощь.
А вот не надо так. Во-первых, мы ФОМСу платим. Во-вторых, полис ОМС часто принимается в частных клиниках. А в-третьих, чем проблематичнее получение государственной медпомощи, тем дороже услуги частной. Так что проблемы здравоохранения в общем и проблемы врачей в частности имеют прямое отношение к каждому из нас. Не будем говорить о «стандартах и КГС». Поговорим о том, что весь этот бедлам породил взаимную, мягко говоря, неприязнь пациентов и врачей.
Узкий специалист в пермской поликлинике принимает в день минимум 14, в среднем
—
17 человек в день. Тарифная ставка врача высшей категории
—
7 тысяч рублей. Молодой врач без категории имеет ставку в два раза меньшую. Зарплата в первом случае
—
порядка 15 тысяч рублей в месяц. Это
—
правда. Если в поликлинике две ставки гастроэнтеролога (что вряд ли), доктор может получить дополнительную работу в пределах 0,5 ставки, то есть «провести через себя» более 20-25 человек в день. А ведь это не шестерёнки, это
—
люди, причём больные.
Отдельная песня
—
о премиях. Если данный узкий специалист в поликлинике только один, он запросто может год не получать квартальные премии и по году
—
тем более. Потому что план приёма
—
квартальный. Врач уехал на курсы повышения квалификации (раз в 5 лет), месяц его в кабинете нет, и никто его не замещает. Следовательно, плана нет.
А то, что он не прогуливает, а фактически работает, никого не интересует. Премии за I квартал нет. Во втором квартале
—
очередной отпуск, аналогично
—
премии нет. В III квартале на последней неделе и в IV на первой неделе доктор был на больничном. Итого: премии нет как таковой весь год.
Откуда же такая толстенькая зарплата врачей в отчётах чиновников? По статистике: если один человек съел на ужин курицу, а второй лёг спать на голодный желудок, оба они неплохо поужинали, съев по полкурицы каждый. Посчитаем.
…В поликлинике
—
20 специалистов, включая рентгенолога и двух человек «на УЗИ». Рентгенолог
—
это отдельная песня, это ясно. А «двое на УЗИ» получают системно премии в количестве двух окладов каждый. Потому что кто-то когда-то на чиновничьем верху три раза ошибся, рассчитывая человеко-часы на примере кабинета УЗИ. Итого в месяц
—
порядка 450 рублей на 22 человека. Это уже более 20 тысяч рублей в месяц «в среднем». Плюс главбух
—
80 тысяч рублей, плюс завполиклиникой
—
100 тысяч рублей. Итого на 24 человека
—
630 тысяч рублей, то есть по 26,25 тысячи рублей в месяц. Можно приплюсовать зарплаты врачей стационара в комплекте этой поликлиники вместе с их дежурствами, причём среди этих врачей
—
хирурги. Плюс зарплата главврача
—
150 тысяч рублей. Я ни в коем случае не против зарплаты главврача в 150 тысяч рублей. Я против зарплаты врача в 319 долларов в месяц, хотя бы из чувства самосохранения.
В СМИ расцветает информация о дивной пермской врачебной зарплате. А в поликлинике врач за 15 тысяч рублей в плановые 8-9 минут приёма сегодня ещё и стучит на компьютере во время приёма и не имеет времени поднять глаза на пациента. Который, вестимо, звереет из-за невнимательности доктора: «Такую зарплату получаешь, а со мной не разговариваешь!!!»
В общем, если пермские врачи выйдут на митинг, солидаризируясь с коллегами по всей стране, давайте их поддержим. Хотя бы морально. Хотя бы в душе.
Ирина Колущинская