Уже неделю новый тренер «Амкара» Гаджи Гаджиев работает с пермской командой на сборах в Турции. Аварец по национальности г-н Гаджиев рассказал «Пермской трибуне» о секрете успешной работы в пермском клубе своего друга осетина Станислава Черчесова. Этих принципов планирует придерживаться и он сам.
— Гаджи Муслимович, вы известны как тренер, большое внимание уделяющий дисциплине в команде. А Белек — город курортный. И там, наверное, много соблазнов. Как амкаровцы? Не нарушают дисциплину?
— Ну, все соблазны здесь летом, а сейчас зима. Да и нагрузки — немаленькие, по две тренировки в день. Так что свободного времени у игроков мало. Сюда ездят работать, причём многие российские команды. Кто-то чаще, кто-то реже. В нашей гостинице, к примеру, разместилась команда «Кубань».
— Футболисты «Амкара» и «Кубани» пересекаются, общаются между собой?
— Конечно. Наша болгарская бригада, например, дружит с новичком «Кубани» (Ивелином) Поповым, тоже болгарином.
— Часто ли приходится напоминать игрокам о том, какая ответственность на них лежит? О том, что на кону место пермского клуба в Премьер-лиге?
— Приходится, но очень редко. Ну раза два сказал. В целом понимание есть.
— На прошлой неделе стало известно о назначении Вадима Евсеева и Андрея Каряки в тренерский штаб «Амкара». Это, бесспорно, выдающиеся футболисты, но почему вы остановились именно на них?
— По нескольким причинам. Одна из них — это то, что я их хорошо знаю. Другая — это то, что они преданные футболу люди. Отвечают требованиям профессионального футбола.
— Андрей Каряка всё ещё в неплохой форме, он имеет шанс выйти на поле в составе «Амкара»?
— Пока он тренирует игроков, а сам не готовится. Если он не будет готовиться, то у него шансов нет никаких. То есть он будет не в форме. Всё-таки на его позиции у Андрея будет серьёзная конкуренция.
— То есть если Андрей решит тренироваться наравне со всеми, то вы оставляете вариант с ним в центре поля?
— Я бы хотел, чтобы вы понимали, в каких случаях мы говорим в шутливом тоне, а в каких — мы говорим серьёзно. На предыдущий вопрос я отвечал в шутливой форме.
— Хорошо, тогда скажите серьёзно, в чём, на ваш взгляд, причина неудач Славолюба Муслина? И в каком состоянии вам досталась команда?
— Я не знаю, в чём причина этих неудач. Меня не было внутри команды. На результат влияет множество факторов. Ну, например, выбыли из-за травмы центральные защитники. Футболисты основного состава — Благо Георгиев и Максим Канунников — ушли в «Рубин». Причина никогда не бывает одна.
— Какие самые слабые места в «Амкаре»?
— Конечно, это нападение. Подбором форвардов занимаются работники клуба. Пока подходящих кандидатур нет.
— Но Гаджи Муслимович, вы, наверное, всё-таки немного лукавите, говоря, что этим занимаются только специалисты клуба? Ведь решающее мнение всё равно должно быть за вами. У вас есть какие-нибудь кандидатуры на примете?
— Нет, я не лукавлю. Потому что я ведь не селекционер и не агент. Когда клуб будет просматривать игроков, со мной, конечно, будут консультироваться. В этом смысле вы правы.
— Когда шли переговоры с руководством «Амкара», вы наверняка говорили, что нужны новые игроки. Что вам обещали?
— О том, что нужны новые игроки, говорили сами руководители клуба.
— Президент «Амкара» Геннадий Шилов?
— И Геннадий Михайлович знает ситуацию. И генеральный директор (Игорь Резвухин). И его заместители, я надеюсь, это понимают. И другие работники. Знают, что по составу есть проблемы. В частности, нет форвардов. И они мне об этом сами говорили. Давали совершенно объективную оценку тому составу, который есть. И обещали работать на укрепление команды.
— Всё-таки, что они непосредственно сказали? Может быть, какие-то бюджеты озвучили на покупку новых игроков?
— Нет, нет, нет. Бюджеты не озвучивали. А озвучивали, что надо по возможности приглашать игроков без трансфертной цены. Надо ориентироваться на футболистов, которые являются свободными агентами.
— Вы видите будущие контуры команды? По какой схеме будет играть «Амкар»?
— Вариант игры, схема игры, система игры во многом зависят от того, какими исполнителями мы располагаем. На сегодняшний день я вижу семь-восемь игроков основного состава. Когда буду видеть 11 игроков основного состава, тогда, наверное, и смогу сказать, по какой системе мы будем играть.
Муслин, во всяком случае пока он работал в российских клубах, обычно играл в четыре защитника. Работая в «Амкаре», он на сборах тоже играл в четыре защитника. Начали сезон, и по ходу пришлось играть в три центральных защитника, то есть в пять защитников. Я так понимаю, что он исходил из положения, в котором оказался. Я хотел бы играть в три нападающих по схеме 4:3:3. Если будет возможность, то будем играть. А если не будет, будем играть как-то по-другому. Но пока с игроками говорили, ориентировали их на такой примерно вариант.
— За последнее время из «Амкара» ушли Тома Фибель и Якуб Вавжиняк. Те, кто сейчас находятся на сборах, тоже могут покинуть команду?
— Нет, таких разговоров нет. А то, что Фибель ушёл и Важиняк — это какой-то минус нам. Эти уходы команду несколько ослабили.
— Эти игроки были как раз девятым и десятым из тех, кого вы видите в основном составе?
— Наверное, да.
— Кого-то присматривают на их позиции?
— У нас тренируются 24 полевых футболиста. На позиции игроков обороны есть примерно два состава. Так что без защитников мы не остались.
— Когда собираетесь приехать в Пермь? Уже знаете, где будете жить? Что вам нужно для комфорта?
— Приеду за неделю до старта чемпионата. Жить буду там, где предоставят мне жилплощадь. А для того, чтобы чувствовать себя комфортно, мне нужна работа… С утра до мрака.
— Не секрет, что в «Амкаре» время от времени возникают задержки заработной платы. И нынешняя ситуация — не первая. Скажите, вы готовы к подобным вещам?
— Конечно, для команды, для ее настроения, для работы всегда важно, чтобы зарплата выплачивалась своевременно. Но трудные времена переживает не только «Амкар», но и другие футбольные клубы. В 2005 году мне приходилось работать в «Крыльях» («Крылья Советов», Самара), когда там не платили денег чуть подольше, чем три месяца — столько, сколько не платили в «Амкаре». Приходилось совсем недавно в «Волге» работать, когда там ситуация была чуть даже похуже, чем в «Амкаре». Переживём, я думаю, и эту ситуацию сложную. Переживём успешно, если будем все вместе.
— Последних успехов «Амкар» добивался под руководством Станислава Черчесова. Я знаю, что вы спрашивали его о ситуации в команде. Что он вам сказал?
— С Саламовичем мы общаемся достаточно регулярно. И не только по поводу «Амкара». И по поводу «Динамо» говорили, и по разным другим поводам. После того как я принял команду, конечно же, мне сам Бог велел позвонить ему и поговорить по поводу некоторых вопросов, связанных с подготовкой и психологическим состоянием футболистов, условиями работы. Да, мы говорили и говорили долго.
— И что Черчесов вам сказал? Держать футболистов в «ежовых рукавицах»? Со стороны кажется, что Черчесов с амкаровцами был построже, чем Муслин.
— У каждого тренера свой стиль управления. Можно мягко стелить, да жёстко будет спать, как говорят в России. Важно, чтобы соблюдались требования профессионального футбола. Саламович, он именно к этому и призывал. Именно это и требовал. И главное в требованиях заключается в том, чтобы они носили какой-то объективный, справедливый характер. Вот это важно. Потому что для достижения цели команда должна жить одними мыслями. И команде нужен такой порядок, в котором личные интересы подчинены интересам команды. Это главное.
— Вы давно знакомы со Станиславом Черчесовым? Вы друзья?
— Мы знакомы с ним с тех пор, когда он был игроком, а я тренером сборной команды страны (1990–1991 годы. — прим. ред.). Наши отношения, безусловно, можно назвать дружескими.
Беседовал Сергей Хакимов