Ирина Колущинская: ракетные поезда и глава Краснокамского района

На канале «Россия-2» — отличный документальный цикл «Кузькина мать. Итоги». Коротко говоря, это про нашу оборону с хрущёвских времен. Одна из серий посвящена созданию ракетных поездов, которые были самым совершенным оружием в мире. И американцы, и весь Североатлантический блок с этим однозначно соглашаются. А причина создания этих комплексов кроется в советско-китайском конфликте на острове Даманский. Стычки с китайцами на нашей границе шли постоянно, но в тот раз они нас достали всерьёз. В этом конфликте участвовал один мой добрый товарищ по школе. Разнесли мы китайцев так, что на несколько километров в их тылу и на несколько десятков километров по береговой линии там «даже бактерий не стало».

А граница-то с ними — семь тысяч километров; минус горные хребты — более четырёх тысяч километров, которые армия противника может одолеть хоть мотострелковыми частями, хоть пешим строем. Сегодня Китай может отмобилизовать армию живой силой в 100 миллионов человек. Даже если сорок лет назад она могла быть вдвое меньше — и что? Ядерная тоталитарная держава, про иных стратегических противников даже говорить не надо. Тем более что про дислокацию ракетных частей друг друга знают все.

В общем, популяция гениев, сотворённая Курчатовым и Королёвым, создала мобильные ракетные установки, замаскированные под обычные грузовые составы. И нахождение их никакими средствами обнаружить было невозможно. Сделать такую штуку американцы не смогли.

Добавлю к сериалу: строились эти монстры в Днепропетровске, на так называемом «Южном заводе», то бишь на заводе тяжёлого машиностроения. А гендиректором там был господин, а тогда товарищ Кучма. В госкомиссию по приёмке ракетных поездов входило немалое количество специалистов, а приёмку, в частности радиоэлектронной начинки, осуществлял недавний выпускник нашего высшего военно-инженерного училища ракетных войск имени маршала Малиновского Юрий Юрьевич Крестьянников, ныне — глава Краснокамского района. Построено таких поездов числом 12. И в девяти актах об их госприёмке — подпись Крестьянникова.

В 1985 году, в конце декабря, товарищ Кучма рапортовал: госплан выполнен досрочно, очередной ракетный поезд готов к эксплуатации. Всё было в порядке, пока не пришла очередь получить в акте госприёмки подпись Юрия Юрьевича. А он акт не подписал, поскольку обнаружил недоделки. Добавлю, что в это время на том заводе работал мой дядька — двоюродный брат моей матери. Гендиректор завода ушам своим не поверил: какой-то капитан не ставит подпись, то есть лишает премии тысячи работников?! Очень разгневался.

А Крестьянников — член госкомиссии, отвечающий за особую часть комплекса, в которой мало кто понимал, кроме очень немногих в то время. Пришлось проверить всё от начала до конца, «всех блох переловить», прежде чем Крестьянников подписал акт. Так судьба столкнула будущего президента суверенной Украины и главу Краснокамского района Пермского края.

Вскоре 12 ракетных поездов разрезали и отправили в металлолом. Это было первым требованием США, когда Россия по указке американцев в авральном порядке кинулась разоружаться. И Крестьянников, и тысячи блестящих российских офицеров с дипломами инженеров ушли на гражданку.

Ирина Колущинская

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости