Дмитрий Скриванов: поддержка прикамским моногородам необходима

Генеральный директор Фонда развития моногородов Дмитрий Скриванов проводит рабочие поездки по регионам России, определяя степень бедствия и размер необходимой помощи в территориях с градообразующими предприятиями.

Таких городов в России — более трёх сотен. Все они в своё время создавали мощь плановой советской экономики. В период интеграции России в мировую экономику их роль значительно изменилась, и они перестали играть ведущую скрипку. Поэтому нормальная жизнедеятельность моногородов оказалась под угрозой. Рассмотреть потенциал российских городов, дать им новый импульс к развитию, удержать стабильность, предотвратить рост социальной напряжённости — задача настолько серьёзная, что, без сомнения, относит её к категории стратегических и государственных приоритетов. И при её решении у Скриванова не остаётся права на ошибку.

В рабочем графике руководителя фонда за последние две недели — Кемеровская и Свердловская области, Хабаровский край и Чувашская Республика, впереди — Республика Карелия. И везде от него ждут поддержки. Наш корреспондент побывал с Дмитрием Скривановым в одной из таких командировок — в городе Краснотурьинск Свердловской области. Терпящая бедствие родина российского алюминия нуждается в строительстве инфраструктурных объектов общей стоимостью 1,5 млрд руб.

Размеры бедствия

Родина изобретателя радио Александра Попова — по сути, образчик советской экономики. Это сотни таких­ городов, как Краснотурьинск, строили могущество советской страны. Их экономика была заточена на промышленное производство определённого вида продукции.

В Краснотурьинске — это Богословский алюминиевый завод (БАЗ, входит в группу компаний «РУСАЛ»). До недавнего времени — одно из крупнейших в Европе предприятий, крупнейший производитель глинозёма в России. Как градообразующее являлось основным плательщиком местного бюджета (38% от суммы налоговых и неналоговых доходов, или 156 млн руб. в 2004 году). Давало 92% объёма промышленной продукции Краснотурьинска. В течение 60 лет завод вёл строительство жилых домов, культурных, социальных, спортивных объектов, медицинских учреждений, ремонт дорог. Фактически всю инфраструктуру, включая объекты культурного и религиозного назначения, здесь строил БАЗ.

И даже построенный на средства БАЗа в 2000 году Храм Иоанна Богослова символизировал единство всех поколений заводчан. В этом уютном, компактном городе — по-прежнему хорошо чищенные улицы, ухоженные дома с аккуратно оштукатуренными фасадами, каких нет в иных миллионниках. Но это не демонстрация могущества, а скорее остатки былой роскоши.

Недавно завод прекратил производство алюминия. Как говорит генеральный директор ОАО «Богословский алюминиевый завод» Владислав Казачков, производить металл стало невыгодно из-за дороговизны производства. Шутка ли: высвободившиеся рабочие кадры уже заняты не на производстве, а на демонтаже ряда неиспользуемых производственных мощностей.

В одночасье всё оказалось под угрозой: и поступления в местную казну, и социалка, и фасады. Город вынужден был разом брать на себя доселе не свойственную ему нагрузку: больницы, садики, школы, ремонты. Серьёзную тревогу здесь забили в 2012 году в связи с планами компании «РУСАЛ» закрыть электролизное производство. Тогда было заключено соглашение между Свердловской областью и объединённой компанией «РУСАЛ» о поэтапной модернизации действующего производства. Но ситуация на мировом рынке алюминия внесла свои коррективы: данные планы реализовать не удалось, и в 2013 году принимается решение о консервации электролизного производства на градообразующем предприятии.

Непростая ситуация в моногороде заставила власти Свердловской области задуматься об организации в Краснотурьинске других производств во избежание роста безработицы и социальной напряжённости. Соответствующие задачи были поставлены муниципалитету.

Краснотурьинск

План спасения

Для создания иных производств в 2010 году решено было использовать площадку БАЗа, где ещё в 70-х годах прошлого века были построены корпуса для глинозёмного производства, но их запуск так и не состоялся. Власти решили использовать площадку для создания индустриального парка. Завод осуществил необходимые работы по демонтажу металлоконструкций. Всего было демонтировано более 22 тыс. тонн конструкций. Осуществлены проектные работы, которые прошли государственную экспертизу и получили положительное заключение.

Управляющая компания индустриального парка «Богословский» заключила соглашение с девятью резидентами, пожелавшими работать на базе парка. Единственной и самой острой проблемой является отсутствие необходимых мощностей водопровода, чтобы обеспечить технопарк водой, которая бы соответствовала всем санитарным нормам и правилам. И в этом важном деле большую надежду здесь возлагают на поддержку Фонда развития моногородов. Об этом подробно рассказывал генеральному директору ФРМ Дмитрию Скриванову глава городского округа Краснотурьинск Александр Устинов.

«В 2010 году инициаторами создания индустриального парка были областное правительство и администрация города, — рассказывает Александр Устинов. — В создании проектной документации помогали компания «РУСАЛ» и «Корпорация развития Среднего Урала». В январе прошлого года была зарегистрирована управляющая компания индустриального парка «Богословский», которая состоит из трёх акционеров: компания «РУСАЛ», «Корпорация развития Среднего Урала» и якорный резидент городского округа Краснотурьинск. На сегодняшний день мы сформировали реестр резидентов, сейчас их девять. Основное направление деятельности парка — переработка техногенных отходов.

Однако самой важной составляющей реализуемого проекта по обустройству индустриального парка глава городского округа Краснотурьинск называет строительство водопровода. Как выяснилось, существующая в городе инфраструктура не обеспечит мощностей индустриального парка, а с качеством питьевой воды в городе — просто беда: большинство проб воды не соответствует требованиям санитарных норм. «Из нескольких взаимоувязанных частей самая важная — это водовод от Северопесчанского месторождения подземных вод. Потому что качество питьевой воды в Краснотурьинске оставляет желать лучшего, у нас пробы воды не соответствуют санитарным нормам и правилам. И будущие резиденты парка уже заявили потребность в питьевой воде», — рассказывает Александр Устинов.

Затраты на проект составляют 1,5 млрд рублей. Власти Свердловской области предлагают распределить финансирование между ФРМ и консолидированным бюджетом региона. «Мы планируем, что при положительном решении о финансировании со стороны Фонда развития моногородов в конце первого квартала 2015 года уже в июле мы приступим к строительству инфраструктуры. Нам нужно время для проведения конкурсных процедур. Мы уже дважды их начинали проводить по строительству водопровода, но из-за нерешённости вопроса о финансировании эти конкурсы прекращались», — рассказывает глава Краснотурьинска.

Он отмечает, что началось активное взаимодействие с руководством Фонда развития моногородов. И, по мнению Александра Устинова, это даёт надежду на эффективное сотрудничество в решении проблем города. «Мы взаимодействуем, руководство Фонда развития моногородов нас слышит», — отмечает он.

Индустриальный парк

Мы перемещаемся к месту будущего индустриального парка. Корпуса из металлоконструкций, высоченная труба, которой так и не суждено было выпустить ни грамма пара.

Делегация направляется внутрь постройки осматривать помещения. В одном из них, как выяснилось, уже работает резидент, наладивший здесь производство стирального порошка. Оно выдаёт 500 т продукции. Руководитель проекта рассказывает Дмитрию Скриванову о планах по увеличению выпуска продукции и рабочих мест. Одна проблема, говорит он, отсутствие водопровода.

Дмитрий Скриванов интересуется, какой объём воды будет предназначен непосредственно для индустриального парка. По предварительным оценкам, это около 10%, цифра ещё уточняется. Остальная вода пойдёт на город. По мнению генерального директора ФРМ, для скорейшего решения вопроса о начале финансирования проекта необходимо внести коррективы в документы, которые бы позволяли более чётко определить ответственность региона, муниципалитета и инвесторов.

Дмитрий Скриванов, пожалуй, задавал самое большое количество вопросов — возможно, иногда не самых «удобных», но позволяющих получить полное представление о планах властей по оздоровлению ситуации в Краснотурьинске.

«Мои вопросы касаются того, чтобы действительно этот проект получил жизнь, — говорит глава фонда. — В этой связи нам надо синхронизировать соглашение между фондом, субъектом и муниципалитетом. Сделать так, чтобы это были ответственные действия, которые подкреплены реальными документами. Мои вопросы свидетельствуют не о том, что мы не хотим работать, а о том, что есть вещи, которые требуют дополнительной проработки, в чём заинтересованы все. А я слышу: «Мы готовы получить деньги, дайте нам миллиард». Сейчас стало очевидно, что есть моменты, которые Свердловская область обязательно должна доработать».

Министр инвестиций и развития Свердловской области Алексей Орлов высказал мнение, что необходимые доработки и уточнения будут внесены в документы в течение двух-трёх недель, и уже в этот строительный сезон рабочие смогут выйти на площадку.

При оптимистичном сценарии, по оценке областных властей, реализация заявленных инвесторами проектов, которые станут возможными при решении вопросов строительства внешней инфраструктуры с помощью средств фонда, позволит привлечь в Краснотурьинск более 15 млрд руб. внебюджетных инвестиций и создать более 1,3 тыс. рабочих мест.

Тем временем в Прикамье…

В Пермском крае десять моногородов. Они утверждены Распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 года. В первой, так называемой «красной», категории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением — шесть моногородов: ПГТ Тёплая Гора, Красновишерск, Нытва, Очёр, Чусовой, ПГТ Уральский. Во второй категории (территории, в которых есть риски ухудшения социально-экономического положения) — четыре моногорода: Горнозаводск, Александровск, ПГТ Пашия, пос. Юго-Камский.

Дмитрий Скриванов считает, что «поддержка прикамским моногородам необходима. Поэтому ФРМ ждёт заявок от правительства края, и, как только они поступят, начнётся работа».

Однако пока, как рассказал нам председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов, регион не направлял соответствующих заявок в Фонд развития моногородов, поэтому и никаких решений о возможном финансировании проектов прикамских моногородов не принимается.

 Кто может рассчитывать на поддержку ФРМ

По словам генерального директора ФРМ Дмитрия Скриванова, перед фондом стоят амбициозные задачи. «В 2014 году мы получили финансирование в размере 3 млрд руб., в текущем году планируется финансирование в размере 5 млрд. И мы имеем несколько направлений, по которым можем расходовать эти средства. Во-первых, это участие в инвестиционных проектах — 25% средств. Участие в инфраструктурных объектах — это 75% средств. И обучение управляющих команд, что для нас является также крайне важным, чтобы в территориях могли сопровождать инвестиционные проекты, а также предлагать новые. Фонд находится в стадии своего становления. Если говорить о наших показателях, то это 40 тыс. рабочих мест за пять лет. Показатели непростые, но я думаю, что всё возможно», — рассказывает Дмитрий Скриванов.

 

Наталья Жукова

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости