Очередные региональные поправки к Закону о муниципальном самоуправлении в среде пермского политического бомонда и политологов ажиотажа не вызвали — не про что ажиотажничать, да и некому.
Сначала в нашем регионе глав муниципалитетов выбирали всенародно. Потом — кто как хотел: Лысьва, Кунгур, Соликамск и так далее оставили прямые выборы в своих уставах, а Губаха или Пермский район стали выбирать глав из числа депутатов местных ЗС. Далее возник общий закон: главы везде избираются депутатами, сити-менеджеры — назначаются. И, наконец, глава МСУ и сити-менеджер становятся одним лицом, и возникает оно в недрах согласительных комиссий, которые состоят наполовину из местных депутатов, вторая половина — «край». «Край» плюс один депутат — и глава МСУ готов.
Но это мы в Пермском крае сентиментально вспоминаем о том, что были когда-то рысаками в региональных политических бегах и скачках. А вот, к примеру, в Пензенской области глав районов и городов сроду не выбирали — ни прямо, ни криво. Этих глав назначал губернатор. И в Ивановской области тоже. Равно как в половине регионов европейской части России. Так что для них вся эта возня с согласительными комиссиями — это определенная движуха, даже интересно.
Кстати сказать, и по части СМИ у нас не как у других: наши районки могут иметь двух учредителей, являя собой государственно-частное сотрудничество в медиаполе. А чаще учредителями этих СМИ являются администрации МСУ. Причем в нашем крае нет ни одной краевой газеты, которая выходила бы в Перми, учредителем которой была бы краевая исполнительная власть. И, пожалуй, мы вполне в этом смысле эксклюзивны: у нас бушуют шекспировские страсти вокруг конкурсов на получение краевых бюджетных денег на СМИ.
В тех же Пензенской, Ивановской, Тамбовской и так далее областях все просто, как три рубля. У всех районок — единый учредитель: администрация области. И, кстати, независимость районки от администраций МСУ имеет свою прелесть: районка может откусить голову от главы муниципалитета, если этот глава раздражает губернатора. Выглядит это восхитительно: «Газета выступила. Что изменилось?» Изменилось все: губернатор как бы прочитал районную газету и выгнал бяку-главу с работы.
…Губренатор Омской области господин Назаров решил, что кормить бюджетными деньгами СМИ, учрежденные частными лицами и компаниями, в принципе неправильно. Такие СМИ — это частный бизнес, и бюджет тут ни при чем. Во всяком случае, в Омске нет медийных обид типа «власть этому дала, этому дала, а этому не дала».
Что касается выборов, то, на мой взгляд, этот вопрос в Перми в основном однозначно решен в социуме бродячих собак. Начинается сезон собачьих свадеб, и город явно и четко поделен между частями этого лохматого социума. И все понятно. А если кто из представителей человечьих пермских прайдов на меня обиделся, то грех пенять на зеркало. В общем, все по Гегелю: «Все действительное разумно, все разумное действительно».