spot_img

Ковин: главным способом оценки местных политиков остаются выборы

Политолог Виталий Ковин поделился с «Пермской трибуной» впечатлениями о местном самоуправлении Германии в земле Северной Рейн-Вестфалии. В ходу там конкуренция за население и новые формы гражданского участия. А чиновники должны давать ответы на инвестпроекты за три дня.

Во-первых, надо понимать, что МСУ в Германии регулируется исключительно на уровне земель, федеральная власть напрямую в эти вопросы не вмешивается, поэтому ситуация может сильно отличаться от земли к земле. В рамках земли применяется единая система местного управления. В том регионе, где мы были, проведена административно-территориальная реформа, в результате чего муниципалитеты (или, как их часто называют, общины) были укрупнены. Обычно такие общины включают до восьми-десяти относительно крупных населённых пунктов и много мелких деревень. Несколько общин входят в состав района. Крупные города, как правило, имеют статус городского округа. Таким образом, наши системы МСУ организационно весьма схожи. Различия, прежде всего, проявляются в характере отношений между органами МСУ и гражданами, а также между разными уровнями МСУ и региональной властью.

Во-вторых, муниципалитеты во многом сами определяют объём своих полномочий. Есть примерный минимальный их перечень, но общины могут дополнительно взять на себя иные обязательства, отличающиеся от того, чем занимается соседняя община. Например, поддержка экономики, занятости, бизнеса — это добровольное дело каждого муниципалитета. В двух территориях, в которых мы были, — район (округ) Нойсс и община Линдлар — созданы специальные отделы, которые занимаются этими вопросами, а у соседей нет. В образовании схожая ситуация, например, финансирование содержания школ — это обязательная функция, а детских садов — добровольная, хотя практически везде уже выполняется.

 Прямые выборы и денежные потоки

Все главы МСУ (бургомистры) избираются только на прямых выборах. При этом в общинах глава возглавляет и администрацию, и представительный орган. Сити-менеджеры (главы администраций) есть на районном уровне и назначаются депутатами, как и их замы. Депутаты выбираются по пропорциональной системе, по спискам политических партий, но в последнее время в Германии наблюдается спад влияния и популярности партий. Во многих землях на уровне общин всё больше избираются депутаты от непартийных объединений избирателей, происходит своего рода «департизация» коммунального управления.

Важный момент: общины не рассматривают районную власть как начальника над собой, потому что деньги идут не сверху вниз, а снизу вверх. У районов нет собственных налогов и, соответственно, собственного независимого бюджета. Бюджет района складывается из отчислений от бюджетов коммун на выполнение тех задач, которые невозможно выполнить в пределах поселений. Например, на содержание и развитие среднего профессионального образования, на инфраструктурные проекты, пожарную охрану, которая, кстати, часто состоит из добровольцев и т. п.

 Скромные и эффективные чиновники

Лишних средств у общин на содержание административного аппарата нет. Как правило, половина бюджета каждого муниципалитета идёт на социальную поддержку граждан. Например, 90 депутатов Кёльна, получают лишь по 450 евро в месяц на компенсацию своих расходов, связанных с выполнением депутатских функций. Бургомистр Линдлара сетовал, что ему приходится управлять одним из муниципальных предприятий, но зарплату он за это не получает. В Нойссе «экономический» отдел состоит из восьми человек, которые осуществляют поддержку 29 тыс. предприятий. Причём на предложение по инвестиционным проектам они обязаны дать ответ в течение трёх дней, а принять решение о возможности строительства какого-то объекта за 40 дней.

 Активность на выборах, как и доверие к партиям, падает, но граждане не сдаются

В последнее время в Германии достаточно много внимания уделяют вопросам гражданского участия. Активность на выборах снижается, доверие к партиям падает, при этом нередко происходят серьёзные конфликты между жителями и властями (например, известный конфликт вокруг строительства вокзала «Штутгарт 21»). Граждане рассматриваются как важный ресурс местного самоуправления. Внедряются новые интересные формы. Например, во многих муниципалитетах уже давно есть так называемые «гражданские эксперты». Это специалисты в определённой области, которых депутаты на добровольных началах привлекают к обсуждению дискуссионных вопросов. Это официальный и достаточно уважаемый статус. Кроме этого, жители обладают правом гражданской инициативы, то есть, собрав определённое количество подписей, могут заставить депутатов рассмотреть тот или иной вопрос, или в течение месяца с момента принятия постановления городского совета оспорить его. Референдумы проводить достаточно сложно, требуется сбор достаточно большого количества подписей. Спорные вопросы предпочитают решать на слушаниях и круглых столах. В последнее время распространяется такая новая форма участия, как «ячейки планирования»: если в коммуне есть долго не решаемая депутатами проблема, то собирают группу обычных граждан, освобождают их от основной работы, предоставляют им все необходимые материалы и предлагают за неделю найти приемлемый для горожан выход. Затем это решение поступает на утверждение депутатов. Таким образом, например, в нескольких муниципалитетах удалось разработать схему развития маршрутной сети общественного транспорта.

Конкуренция за население и отсчёт дней без долга

Демографическая проблема в Германии стоит достаточно остро. Об этом часто нам говорили — население быстро стареет. Муниципалитеты конкурируют за трудоспособное население и придумывают различные мероприятия, чтобы привлечь его к себе. Например, в той же общине Линдлар, которая находится между тремя крупными городами — Кёльном, Бонном и Дюссельдорфом, местная власть специально разрабатывает участки под строительство жилья. Выкупает заброшенные земли у частных лиц и предприятий. Подводит к ним инфраструктуру и по льготной цене, а иногда и совсем бесплатно, предлагает семьям под жилую застройку или бизнесменам под строительство магазинов, гостиниц и т.п. Сейчас у них около 80 готовых участков. Строят общежития для мигрантов. Молодёжь стараются удержать через развитую систему профориентации и стажировок на местных предприятиях, некоторые даже открывают собственные муниципальные институты, заточенные под потребности местных предприятий, чтобы молодёжь не уезжала учиться в крупные города.

В целом ещё раз подчеркну, что ситуация в муниципалитетах очень разная, многое зависит от тех, кого в Германии называют «политиками», а это и все депутаты, и сотрудники администраций. Так, Дюссельдорф за несколько лет добился бездефицитного бюджета, и на городской ратуше стоит табло, где идет отсчёт, сколько дней у города нет долга. Удалось добиться этого за счёт экономии расходов и политики привлечения инвестиций. В соседнем же Кёльне дефицит постоянно растёт за счёт увеличения расходов на социальную помощь населению. Но в любом случае главным способом оценки местных политиков остаются выборы.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

В Перми 78 проектов стали победителями конкурса «Город – это мы»

Всего конкурсная комиссия рассмотрела 133 проекта в 5 различных номинациях

Пермяк во время ссоры с дочерью разбил ей нос ударом головы

Девушка, падая, ударилась также о батарею.

В Пермь прибыл самолет, оформленный к премьере фильма «Летучий корабль»

На фюзеляже - изображение Водяного и других персонажей фильма

В Перми на стадионе «Юность» начали возводить каркас административного здания

Завершить строительство планируется до конца 2024 года