На площадке дискуссионного клуба Speakerclub, организованном газетой «Пермская трибуна», эксперты обсудили проблемы авторынка и последствия кризиса для него.
За одним столом собрались журналисты, блогеры и представители автосалонов. Последние поделились состоянием дел на сегодняшний день и сделали прогнозы относительно будущего. Собравшиеся отметили очевидное падение продаж во всех сегментах рынка новых и поддержанных автомобилей, за исключением премиального — здесь наблюдается традиционный для премиума рост в кризисное время. Так, представитель автосалона «Телта-МБ», официального дилера Mercedes-Benz в Пермском крае, Анна Баландина дала позитивный прогноз по продажам в премиум-сегменте на 2015 год. Немецкая марка также ожидает ряд громких премьер в текущем году, что неизменно хорошо сказывается на динамике продаж. Кроме того, при покупке автомобилей Mercedes действуют привлекательные кредитные программы по выгодным ставкам под 9% годовых.
Важный фактор на российском рынке отметила Анастасия Вяткина, авто-обозреватель портала Properm.ru. «Как стало известно неделей ранее, с российского рынка уходят марки Opel и Chevrolet. Обе марки находились в Топ-10 общероссийских продаж, поэтому конкуренты из Hyundai и KIA получат несколько тысяч новых клиентов, и в этом году будет происходить некий передел рынка в нижнем ценовом сегменте. Интересная ситуация здесь получается у Opel. К кому сейчас пойдут клиенты, которые уже владели автомобилями немецкого бренда или только собирались приобрести его? Вероятнее всего они пересядут на Ford, конечно, если компания до этого не уйдет с рынка — компания сейчас испытывает большие трудности и делает 20% скидки на свои автомобили», — поясняет Анастасия Вяткина.
А каким образом преобразится б/у рынка с уходом двух автогигантов? Станут ли продавцы заламывать цены на уже «редкие» автомобили? По мнению участников круглого стола, это, кстати, вполне возможно. Но если с возвращением на российский рынок Opelи C hevrolet не будут торопиться, то под изменения быстро подстроится рынок запчастей, где будет наблюдаться явный дефицит компонентов на эти машины. Что приведет в конечном итоге к падению спроса на эти автомобили — новых нет, а подержанные нечем (или очень дорого) чинить.
Но все же собравшиеся пришли к единому мнению о том, что автомобильный рынок в стране постепенно начинает выбираться из той пропасти, в которую он провалился в январе-феврале. Курс рубля постепенно стабилизируется. Конечно, речи о показателях на начало 2014 года и быть не может, но люди во всяком случае уже не боятся резкого роста цен и постепенно могут начинать планировать свои расходы хотя бы на полгода вперед. И в статью расходов у многих попадет именно новый автомобиль — привычки потребительского рынка никто не отменял.
По итогам встречи можно выявить наиболее значительные тренды, согласно которым российский авторынок будет развиваться еще минимум год-два. Во-первых, это падение продаж новых автомобилей и развитие рынка подержанных авто. Во-вторых, автосалоны будут вынуждены создавать условия для покупки автомобилей в рассрочку, так как при сегодняшней кредитной ставке это наиболее предпочтительный вариант — а покупку авто за наличку себе могут позволить очень немногие. В-третьих, взрывной рост должен показать рынок автозапчастей, так как средний возраст автомобиля в России вырастет, что повлечет за собой повышенный спрос на комплектующие и запчасти.