spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Ветеран войны Николай Прокопьев: «Самое страшное — это бомбёжки»

В преддверии юбилея Великой Победы «В курсе.ру» продолжает серию публикаций историй из уст ныне здравствующих ветеранов Великой Отечественной войны. Бойцы фронта и труженики тыла — все они ковали общую победу, плодами которой наслаждаемся сегодня все мы. 88-летний Николай Прокопьев до сих пор вспоминает, как в детстве он впервые столкнулся с разрушающей силой войны.

До войны, в 1930-х годах, семья Николая Ивановича жила в Мурманске, куда перебралась из деревни Канское Вологодской области. В деревне жили очень бедно. В Мурманске же были двойные зарплаты — обычная плюс «полярная» надбавка.

Немцы над головой

«Мой отец устроился работать продавцом в универмаг — у нас, деревенских, не было городских профессий, — вспоминает ветеран. — Мать осталась дома с детьми — нас было пятеро: я, два брата и две сестры. Мы жили на окраине города в крошечном домике. Тогда все так жили.

Мой старший брат Саша окончил семь классов, как тогда было повсеместно, и ему пришла повестка в армию. Это было ещё до войны. Когда его забраковали по слуху, он плакал — так хотелось ему быть солдатом. Но потом началась война, и его сразу забрали на фронт, чему он крайне обрадовался. Я тогда был ещё ребёнком, 13 лет. Самое страшное на войне — это бомбёжки. В Мурманске часто бомбили. Сидишь ты дома один, все на работе. Вдруг по радио сирены как завоют: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Я сломя голову выбегал на улицу — там у меня была выкопана яма полметра глубиной — прыгал туда и пережидал. С собой брал бинокль, чтобы рассмотреть немецкие самолёты. Однажды рядом упала бомба, взрывной волной меня к яме прибило. Но ничего, жив остался».

Из-за постоянных бомбёжек семья Николая эвакуировалась обратно в Канское. Выехали налегке. «Нас оповестили, что Ленинград окружён немцами, дорога перекрыта, и довезти нас могут только до Кандалакши. Пароходом, поездом, пешком добрались до Вологодской области, в свою деревню. На тот момент отца и двух старших братьев уже призвали в армию. Чуть позже брат Саша приехал из армии с ранением. Отлежался месяц в деревне, и его снова призвали — под Ленинград. Оттуда он уже не вернулся, погиб. Второго брата отправили в лётное училище, после он служил на Сахалине, в тылу. Он ещё жив. Отец был ранен на войне, умер уже в мирное время. Сестра работала на освобождённых территориях, потом вместе с мужем-подполковником служила в резервном фронте».

Затишье среди бури

В деревне Николай был единственным ребёнком, который пошёл в школу, потому как весь сознательный возраст прожил в городе и ничего не умел.

Остальные дети помогали родителям в сельскохозяйственных работах. Школа находилась в трёх километрах от деревни.

«Летом я ходил в лёгкой тюбетейке, а на зиму одежды не было — выехали-то только с самым необходимым. Морозы стояли сильные. И мама отдала мне свой женский шерстяной платок, которого я жутко стеснялся. Но приходилось носить — другого ничего нет», — рассказывает Николай Иванович. Он вспоминает те времена как сравнительно спокойные: «Маме дали работу в сельском магазине, нужно было отпускать хлеб по карточкам. Я ей помогал иногда, когда она болела: отрезаешь хлебный талон и взвешиваешь по 400 граммов на человека».

В 1943 году, окончив семь классов, Николай успел проучиться в восьмом только два месяца — и его, 16-летнего, призвали 7 декабря в армию, в пехоту. Перед отправкой на фронт нужно было пройти трёхмесячный курс молодого бойца. «Дисциплина была очень строгая. За любую провинность наказывали нарядом вне очереди — за грязные руки, за неопрятную форму», — вспоминает ветеран.

Военная судьба

В полку был батальон пленных поляков, которых захватили в 1939 году. Когда все принимали советскую военную присягу, они отказались её принимать. Это тормозило весь полк, а ребята очень хотели на фронт — им пообещали, что там досыта кормят.

«В это время, чтобы отбирать курсантов, приехал представитель военно-пехотного училища. Для меня это был шанс, ведь я мечтал стать офицером. Он выбрал тех, у кого было образование не менее восьми классов, и повёл нас на турник. Я в армии похудел до 40 кг при росте примерно 161 см, но смог подтянуться пять раз. И меня приняли».

Так Николай Прокопьев связал свою жизнь с военной службой, став в училище отличником спортивной подготовки. В 1944 году ездил со взводом на окружные соревнования по многоборью, где занял призовые места. Всю войну их гарнизон оставался действующим, но в боях так и не принял участие. После окончания училища Николай Прокопьев продолжил военную карьеру, отслужив 32 года.

В Пермь Николай Иванович отправился для службы в ракетных войсках, да так тут и остался. С женой Ниной Николай Прокопьев познакомился в Сочи, в 1957 году. Супруги счастливы в браке по сей день. У них двое детей и двое внуков. Всю свою жизнь Николай Иванович отдал служению Родине и до сих пор сохраняет острую память, завидную бодрость духа и тела.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

В пермском зоопарке опровергли ранение белого медведя Сэрику

Оказалось, на лапе животного была не его кровь

Авиакомпания Nordwind запустит рейсы из Перми в Калининград

Первый вылет запланирован на начало мая

МЧС Прикамья: Пермский край готов к активной фазе весеннего половодья

Пока половодье развивается по вероятному сценарию, но в конце недели прогнозируются обильные осадки