spot_img

Эксперт рассказал, как в Перми был написан «Танец с саблями»

Ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи Ксения Зубакина в рамках акции «Ночь музеев» выступила с лекцией и рассказала о жизни советского композитора Арама Хачатуряна в Молотове в годы войны.

Едва ли найдётся человек, который не слышал произведение Арама Хачатуряна «Танец с саблями». Эта мелодия известна многим с детства. Но мало кто знает, что эта музыка написана именно в Перми во время войны, в небольшом гостиничном номере на стареньком пианино всего лишь за один вечер.

Арам Ильич Хачатурян (1903–1978) — советский композитор армянского происхождения, один из музыкальных классиков ХХ века. Родился в Тбилиси, в бедной семье ремесленников-переплётчиков. Весь его творческий путь в профессиональную музыку шёл не благодаря, а вопреки. Способности у Хачатуряна проявились рано, но в семье занятия музыкой не приветствовались и считались бесполезными. Только в 19 лет, когда он приезжает в Москву, знакомится с нотной грамотой, поступает в Гнесинское музыкальное училище. В столь позднем возрасте ему было трудно овладевать техникой игры. Если обычно дети начинают учиться в возрасте четырёх-пяти лет, когда пальцы и кисти ещё очень пластичны, то в 19 лет этого возможно добиться только путём постоянного ежедневного труда и работы с инструментом. Несмотря на все сложности, Арам Хачатурян оканчивает училище одним из лучших учеников.

Затем он поступает в Московскую консерваторию. В 27 лет начинается его самостоятельный профессиональный путь в музыке. Хачатурян плодотворно работает, начиная с малых форм, затем добавляются симфонии, он накапливает серьёзный музыкальный багаж. Всё бы хорошо, но в 1941 году начинается война.

Как представителю художественной и творческой элиты, ему предлагают эвакуацию в Молотов (название Перми с 1940 по 1957 год). В войну город принял несколько театров, музеев и библиотек. Таким образом, население Молотова увеличилось почти вдвое. Но, как говорится, в тесноте да не в обиде — всем пришлось уплотниться и набраться терпения. Думали, что война — это ненадолго, но, увы, она растянулась на долгие четыре года.

В 1941 году в Молотов приезжает Арам Хачатурян и поселяется в здании гостиницы «Центральная» (в народе её называли «семиэтажка»). Композитор в это время плотно работает с Ленинградским театром оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр), который также был эвакуирован в Пермь.

Вот что пишет об этом периоде своей жизни композитор: «Жил я в Перми на пятом этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…»

Когда Арам Хачатурян написал партитуру к балету «Гаянэ» и отдал её директору театра, не всё пошло гладко. Композитор вспоминает: «Вызвал меня директор театра и сказал, что в последнем акте надо добавить танец. Я считал, что балет закончен, и наотрез отказался. А потом пришёл домой, сел за рояль, стал раздумывать. Танец должен быть быстрым, воинственным. Руки словно в нетерпении взяли аккорд, и я начал вразбивку играть его, как остинантную, повторяющуюся фигуру. Сел за работу в три часа дня, а к двум ночи всё было готово. В одиннадцать утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная». Эта музыка получила название «Танец с саблями» и буквально в течение нескольких месяцев стала очень популярной.

Премьера балета «Гаянэ» состоялась 9 декабря 1942 года на сцене Молотовского театра оперы и балета и имела большой успех. Нужно сказать, что за всё время эвакуации Ленинградского театра — с августа 1941 по январь 1944 года — было создано 27 постановок, 14 концертных программ, артисты дали почти 3500 концертов. Но ещё более значимы и красноречивее цифр любовь и преданность театру, которую зародили артисты Мариинского театра у пермяков.

В 1950–1960 годах ЮНЕСКО официально называет «Танец с саблями» одним из самых популярных и часто исполняемых музыкальных произведений в мире. Арам Хачатурян, с одной стороны, тяготился славой от одного короткого произведения, которое родилось почти спонтанно, а с другой — восхищался. Сам Арам Ильич писал по этому поводу: «Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнёт расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сейбрданс» — от английских слов sabre — сабля и dance — танец».

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»
spot_imgspot_imgspot_img
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

Площадь акватеррариума в новом зоопарке будет в два раза больше прежнего

Также во второй очереди зоопарка построят веревочный парк для детей.

ЕГЭ по географии сдали на 100 баллов четыре выпускника из Прикамья

Всего по географии более 81 балла за экзаменационную работу набрали 62 участника