spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Ирина Колущинская: о национальной памяти

…А «трава пахнет мятой» — как в той песне. Ассоциативное мышление совершенно неуправляемо: слова и музыка этого старого песенного хита возникли в моём сознании именно тогда, когда пару недель назад я читала в «Пермской трибуне» материал «Контрафакт истории» — мнения пермяков о проблеме фальсификации российской истории.

Ну вот при чём здесь эта песня?! Впрочем… Эта песенная ассоциация весьма многоступенчатая, но вполне обоснованная: песня-то о войне. При словах «фальсификация истории» практически все мы всегда вспоминаем именно об истории Великой Отечественной войны и о том, что «Запад» особенно сегодня стремится принизить роль нашего государства и народа в победе над фашизмом. Участники дискуссии в «Трибуне» постарались расширить тему.

Историк А. Голдобин считает, что бороться с фальсификацией истории — всё равно что с ветряными мельницами: во все времена есть стремление переписать историю. По мнению Анатолия Вольфрамовича, накал этой борьбы всегда исходит от власти. А нынче, по сути его размышлений, замалчивание истории Великой Отечественной войны исходит именно от нашего государства. С точки зрения Голдобина, в частности, в начале войны «миллионы красноармейцев переходили на сторону врага».

Ну, во-первых, это господин Голдобин загнул непозволительно, потому что это — ложь. Во-вторых, главный удар фашизма принял наш народ, выстоял и победил безусловно. А то, что гитлеровцы в полевые бинокли рассматривали кремлёвские звезды, то этот исторический факт, по большому счёту, в принципе ни о чем не говорит. Кутузов вообще приказал армии покинуть Москву. Лжедмитрий I в четыреста польских сабель практически без сражений прошёл русские земли и вошёл в русскую столицу, а татары через два года после победы русских дружин в Куликовской битве дотла сожгли белокаменную Москву — и что?.. С Великой Отечественной войной нам всё ясно: мы победили. Остальное для нас неважно. А последствия Второй мировой войны и мы, и «они», и сегодня, и «послезавтра» оценить адекватно пока не можем. Почему? По аналогии.

…Где-то четверть века назад французы спросили Чжоу Энь Лая: как оценивает он значение Великой французской революции? И мудрый китаец сказал, что оценивать такое историческое событие слишком рано: оно состоялось ещё очень недавно. Что говорить о Второй мировой войне?..

А вот что по-настоящему заинтересовало меня в дискуссии в «Трибуне», так это угроза «размывания национальной памяти» и утрата общественных интересов, как следствие фальсификации истории, о которых говорила председатель Краснокамской гордумы Г. Ушакова.

По моему глубокому убеждению, самый сильный, просто сокрушительный удар по национальной памяти нашего многонационального народа нанесла Советская власть со всеми её атрибутами — Гражданской войной, индустриализацией за счёт деревни, ликвидацией «кулаков как класса» и вообще ликвидацией инакомыслия. В итоге абсолютное большинство сегодняшнего населения России — иваны, не помнящие родства. Пусть читатель сам себе ответит на вопрос: как звали его прабабушек и прадедушек? Откуда они? Кем были? Ответят единицы. А глубже идти тем более смысла нет. Очень часто рассказывать о предках в советских семьях было не принято, потому что это было опасно. О своих родовых корнях люди забыли, какая уж там национальная память.

Однако мы как бы помним, что в школьных учебниках был раздел: «Русские земли в XIII–XV веках». Мы считаем Ивана Грозного выдающимся деятелем, который укрепил централизованное русское государство, а Петра I — великим, и так далее.

Тогда как в XIII–XV веках земли-то русские были, а вот на географических картах никакого русского государства не было. А было там громадное государство Золотая Орда. Иван Грозный боролся не столько с европейской коалицией, которая в итоге победила в Ливонской войне, и мы снова потеряли исконные земли Великого Новгорода на Балтике. Боролся он прежде всего с боярством, вотчинниками, которым было экономически невыгодно душить крестьян барщиной: бояре сдавали землю крестьянам в аренду. И они же были изначальными противниками крепостного права. Поэтому Петр I борьбу Ивана IV с боярством довёл до конца, ликвидировав его как сословие. И в итоге погрузил Россию в крепостничество ещё на полтораста лет.

Так что «национальная память» об этих вехах истории у нас только такая, какую позволило родное государство — как царское, так и советское, разницы никакой. Разве что в романе лауреата Сталинской премии писателя Костылева «Иван Грозный» к концу третьего тома Иван IV Васильевич разговаривал с читателями со страниц романа с уже отчётливым грузинским акцентом. Наша национальная память часто бывает ложной, а отсюда и фантомные национальные боли: тоска по Сталину, например.

Пытаться самообразовываться, изучая разные источники по нашей истории того же периода X–XV веков, вообще бессмысленно: наверное, этим я невольно обижу уважаемую госпожу Ушакову, но это факт. Потому что Иван Грозный самодержавной рукой отредактировал все имеющиеся к его времени русские материалы по истории. И какая там у нас на самом деле была история — это большой вопрос. Мы просто готовы договориться, что она была великой. Думаю, что остальные народы о своей истории того же мнения.

Хочу поставить ещё один акцент. В дискуссии о проблеме фальсификации истории России участвовал на страницах «Трибуны» молодой маркетолог А. Белов. Он считает, что с искажением истории необходимо бороться, и привёл пример борьбы Ломоносова с Шумахером. В чём сердцевина этой борьбы? Ломоносов был первым, кто не согласился с норманской версией образования русского государства. Суть этой теории в том, что русские не могли сами создать государство и управлять им. И призвали для этого варягов, в частности Рюрика, Трувора и Синеуса. Пришли они и стали править Русью. И из этого следует вывод: нам для госпорядка нужны немцы, то есть те, кто по-русски не говорит. Европейцы то бишь. Геббельс, кстати, эксплуатировал эту норманскую теорию, как хотел.

Ломоносов старался доказать, что варяги — те же славяне, только очень северные. Это, конечно, не так. Важно было то, что Ломоносов радел о национальной русской гордости и боролся с засильем иностранцев в руководстве и академии, и госаппарата.

А варяжская версия возникла вместе с первой русской летописью — «Повестью временных лет». Именно там означилась эта антирусская история. Почему? Виновата тысячу лет назад та же политика — ничего не меняется. Оба списка «Повести временных лет» писали монахи Киево-Печёрской лавры — сначала Нестор, затем Сильвестр. Оба они поддерживали Новгород в его борьбе с Киевом в вопросе о том, кто должен главенствовать в Киевской Руси. Новгородцы в этой борьбе опирались на варяжские мечи — вот и возник в русской летописи этот идеологический презент нормандским племенным вождям. Кстати, строго говоря, великие киевские князья и дальше — до московских царей, включая Федора Иоанновича, всё-таки не Рюриковичи, а Игоревичи…

Мы любим думать и говорить о прошлом, потому что не любим настоящее время и пугаемся будущего. И похоже, что Анатолий Голдобин прав: на подходе поколение, которое не нуждается ни в какой идеологии. А если это так, то каким будет наше непредсказуемое прошлое через пару поколений, неведомо. Лично я помню то, что не со мной было: Ливонскую войну, воссоединение Украины с Россией, разгром царскими войсками польского восстания 1864 года… Те исторические события, в которых участвовали мои предки. А про национальную память сказать не берусь. Но думаю, что нынешние мультики о русских богатырях всякую национальную память начисто могут отбить.

Подписывайтесь на наш канал в мессенджере MAX «В курсе.ру | Новости Перми»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

Пермский легкоатлет установил новый рекорд России на десятикилометровой дистанции

Владимир Никитин одержал победу на Московском Марафоне, опередив кенийских спортсменов

В Прикамье мать и сын стали жертвами мошенников

Родственники отдали телефонным аферистам два миллиона рублей

В это воскресенье в Прикамье пройдут дожди

С понедельника ожидается значительное похолодание