В Прикамье обострился конфликт между СМИ и операторами-посредниками

Как стало известно «В курсе.ру», аппарат Законодательного собрания готовит претензию в адрес ООО «Центр деловой информации» (ЦДИ), оператора размещения публикаций в СМИ о деятельности органов власти. Причиной для этого стал отказ опубликовать пресс-релиз депутата Вадима Чебыкина о разработанном им законопроекте на интернет-портале 59.RU.

В конце прошлого года администрация губернатора, краевое правительство, Законодательное собрание, администрация Перми и Пермская городская дума подписали соглашение об объединении своих бюджетов для освещения деятельности органов власти в СМИ. Делалось это якобы для «объединения усилий по информационной работе разных ветвей и уровней власти с целью консолидации общества».

Распределителем общих средств стал еще существовавший тогда департамент информационной политики администрации губернатора, возглавляемый экс-собственником прогубернаторского медиахолдинга «Урал-Информ» Кириллом Маркевичем. Согласно утвержденной схеме средства распределяются между операторами-посредниками, которые размещают публикации в СМИ. На эти цели 31 млн руб. были выделены ООО «Медиа Менеджмент», более 19 млн — ЗАО «КоммерсантЪ в Перми», 16,6 млн — ООО «Центр деловой информации», 27 млн руб. — ФГУП ВГТРК. Еще 30,5 млн руб. получило ООО «Экспресс Медиа», более 24 млн руб. — ООО «ПТРК «Урал-Информ ТВ» и 5,1 млн руб. — ООО «Диапазон 59», 27,6 млн руб. должно распределить ООО «КП-Прикамье». Всего — более 180 млн руб.

Наблюдатели неоднократно отмечали, что почти все эти операторы так или иначе связаны с Кириллом Маркевичем. Так, например, в 2013 году именно он основал прогубернаторский медиахолдинг «Урал-Информ» на базе одноименного телеканала. Сейчас владельцем холдинга значится магнитогорский бизнес-партнер Маркевича Евгений Федосов. Согласно публикациям в СМИ, Кирилл Маркевич также контролировал ЗАО «КоммерсантЪ в Перми». Недавно стало известно, что пермская франшиза перешла под контроль ООО «КоммерсантЪ в Перми», учредителями которого также значатся Евгений Федосов и магнитогорский медиахолдинг «Макс Медиа».

Спустя полгода выбранная схема себя не оправдала и привела лишь к конфликтам.

Обман и левый расчет

Неприятный случай произошел накануне июньского заседания Законодательного собрания. 20 июня депутат Вадим Чебыкин провел пресс-конференцию, на которой представил свой законопроект, предусматривающий установление нулевого платежа за капитальный ремонт многоквартирных домов. По итогам пресс-конференции в аппарат Заксобрания парламентарий направил готовый пресс-релиз. Сотрудники пресс-службы перенаправили его для опубликования в СМИ оператору — ЦДИ, однако релиз так и не был опубликован. Источники рассказывали, что так получилось после того, как сотрудники ЦДИ отправили текст на согласование непосредственному распорядителю средств — администрации губернатора. Там якобы текст публиковать запретили в связи с тем, что позиция Вадима Чебыкина идет вразрез с позицией губернатора Виктора Басаргина и краевого правительства, а решение было принято заместителем главы администрации губернатора Кириллом Маркевичем. А уже после заседания Законодательного собрания на портале 59.RU появился негативный материал о том, что инициатива депутата поддержана не была. Заметка сопровождалась пометкой «На правах рекламы».

Источник в аппарате Законодательного собрания сообщил, что вопрос с оператором до сих пор не решен. «Пресс-релиз так и не был размещен. Сейчас пресс-служба разбирается в этой ситуации, но с мертвой точки они пока не сдвинулись», — пояснил собеседник. По его словам, на этой неделе Вадим Чебыкин прокомментировать ситуацию не смог, сославшись в разговоре с корреспондентом «В курсе.ру» на занятость.

Ряд собеседников в Заксобрании ранее сообщали о намерении отказаться от посредничества операторов и вернуться к старой схеме. Предпосылки для этого есть. В конце мая аппарат ЗС разместил извещения о трех конкурсах на освещение деятельности парламентариев в Коми-округе, Лысьвенском городском округе и в целом по краю, общая сумма — 800 тыс. руб. В итоге, как стало известно «В курсе.ру», в обход администрации губернатора и сомнительных операторов контракты были заключены с газетами «Парма-Новости», «Искра» и «Эфир».

Кабальные условия

Возникают проблемы и у тех СМИ, которые вынуждены работать по «схеме Маркевича». В марте сразу несколько «районок» обратились с жалобой в региональное отделение ОНФ на посредников, которые навязывали невыгодные условия. В пример был приведен один из реальных договоров с ООО «КП-Прикамье»: по сравнению с прошлым годом сумма контракта увеличилась с 750 тыс. руб. до 871,3 тыс. руб., однако площадь размещаемых материалов увеличилась с 28 тыс. кв. см до 71,8 тыс. кв. см. Таким образом, реальная стоимость 1 кв. см снизилась с 26,78 руб. до 12,30 руб. по сравнению с 2014 годом.

Нарекания вызывали и новые параметры договоров: сроки оплаты выполненных работ, которые увеличились с 10 до 90 дней, а также впервые введены штрафы в размере 5% от стоимости контракта. Кроме того, как рассказывали корреспонденту «В курсе.ру» журналисты из территорий, если в заказном материале не упоминается имя губернатора Виктора Басаргина или краевое правительство, то такой материал в рамках исполнения контракта просто не засчитывается.

После многочисленных жалоб активисты ОНФ обратились с заявлениями в прокуратуру Пермского края и региональное УФАС. Собеседник в ОНФ сообщил, что по результатам проверки нарушений выявлено не было, но интерес органов вызвало письмо в поддержку операторов, которое вынудили написать и отправить районные газеты.

Избавиться от операторов, строго подчиненных одному заказчику — Кириллу Маркевичу, рады бы и сами главные редакторы районных и поселенческих газет, но «против машины не попрешь», говорят они. «То, что было запрограммировано в начале года, продолжается до сих пор. Районные газеты сжали зубы, терпят и ждут, когда закончится вся эта вакханалия. Текстов много, расценки маленькие, некоторым газетам приходится очень сложно — это уже вопрос выживания», — говорит один из опрошенных редакторов. «Можно взбунтоваться, конечно, но мы полностью зависим от муниципальных и государственных заказов, а от нас, в свою очередь, зависят читатели. Даже если мы все массово выступим против нынешних условий, то наши газеты просто закроют и сделают одну краевую, в которой только и будут писать об успехах губернатора, а о местных проблемах забудут», — добавляет другой. Все опрошенные редакторы «районок» просили не называть их имена.

Впрочем, руководитель Пермского отделения Союза журналистов России и член регионального штаба ОНФ Игорь Лобанов заявил, что к нему с подобными жалобами редакторы районных газет не обращались. «Были проблемы в начале года и жалобы на поздние выплаты, но СМИ знали, на что идут», — пояснил он.

Неисполнение договоренностей

Сегодня в арбитражном суде Пермского края состоится предварительное слушание по иску ООО «АктивМедиа» к оператору конкурса по освещению деятельности органов власти ООО «КП-Прикамье», сообщает радиостанция «Эхо Москвы в Перми».

Суть заявленных в иске претензий — принуждение оператора конкурса к исполнению заключенного контракта. Представители ООО «АктивМедиа» сообщают, что до сих пор не получили от ООО «КП-Прикамье» медиаплана, согласно которому могли бы приступить к исполнению договора. Дальнейшее затягивание этого процесса может, с их точки зрения, привести к тому, что исполнение договора в согласованные сроки будет физически невозможно. 

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости