spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Елена Шадрина оценила новый закон о ГЧП

Спустя два года Госдума РФ всё-таки приняла во втором и третьем чтениях законопроект «О государственно-частном партнёрстве». По просьбе «Пермской трибуны» кандидат экономических наук, консультант в сфере госзакупок и ГЧП Елена Шадрина оценила этот документ.

Наконец-то законодательно дано чёткое определение понятию «государственно-частное партнёрство» (ГЧП). В мировой науке нет единого подхода к тому, что под ним можно понимать. Кроме того, существует более двух тысяч разнообразных форм партнёрств. Поэтому, учитывая неоднозначность такого взаимодействия государства и бизнеса, единое понимание ГЧП в рамках страны — это важный момент. Отсутствие федерального закона вносило растерянность в деятельность региональных органов, когда они пытались реализовать социально значимые, нужные субъекту проекты в форме государственно-частного партнёрства. Несмотря на то что большинство регионов (порядка 70) на сегодняшний день имеют свои законы о ГЧП, задача регулирования данного вопроса не решилась до конца. В ряде субъектов, несмотря на принятие законов, подобные проекты так и не были реализованы. Стоит отметить, что партнёрство государства и бизнеса регулируется не только собственно законом о ГЧП региона, но и массой других ФЗ. Поэтому принятый документ одновременно вносит изменения и в них. Вообще в мировой практике есть страны, успешно реализующие проекты ГЧП, которые не имеют специальных законов. Однако это не означает, что такие отношения никак не регулируются. Как правило, они интегрированы в законодательство по госзакупкам или о концессии. В Великобритании, например, есть руководства по адаптации законодательства о госзакупках к проектам ГЧП.

ГРАНИЦЫ ПАРТНЁРСТВА

Положительным фактом является и то, что в законе чётко разграничены соглашение о ГЧП и государственные контракты, заключаемые в рамках госзакупок. Теперь не нужно ломать голову, когда и какой закон применять — ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или о ГЧП. Также в новом документе сказано, что концессия регулируется одноимённым законом и не смешивается с общим понятием государственно-частного партнёрства. С точки зрения экономики ГЧП, как наиболее сложная форма отношений государства и бизнеса, должно применяться тогда, когда иные способы не могут быть реализованы эффективно. Для принятия решения о том, нужно ли заключать соглашение о реализации ГЧП или можно просто закупить необходимые товары и работы или передать услуги на аутсорсинг, необходимо провести сравнительный анализ, что будет наиболее выгодно с точки зрения цены-качества и с учётом минимизации рисков. Именно это предлагает закон — помимо оценки эффективности проекта предусмотрено его рассмотрение на сравнительное преимущество. Это позволит принять обоснованное решение, заключать ли соглашение о ГЧП или осуществить стандартную закупку. Закон чётко определяет перечень объектов соглашения о партнёрстве. Наряду с инфраструктурными туда включены объекты здравоохранения, образования и культуры. Это позволяет прогнозировать, что проекты ГЧП будут реализовываться не только в традиционной для него сфере транспортной инфраструктуры, но и в социальной. В мире есть примеры успешной практики применения ГЧП в сфере обслуживания и управления госпиталями, в сфере образования (от дошкольного до научных лабораторий в университетах), а также в культурной сфере (управление музеями, театрами). В России тоже такое возможно.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

В аббревиатуре «ГЧП» ключевое слово — «партнёрство», а это подразумевает, что обе стороны заинтересованы в том, чтобы были определены гарантии. Важно, что закон предусматривает возможность предоставления их частному партнёру в случае изменений внешней среды, рынка, цен, законодательного регулирования. Также позитивным является то, что закон учитывает материальную ответственность в случае нарушения соглашения не только для бизнеса, но и для публичного партнёра. Можно прогнозировать, что это сделает подобные проекты более привлекательными для инвестиций. К несомненно позитивным моментам нового закона нужно отнести определение органов, которые будут участвовать в разработке, анализе, запуске и контроле проектов ГЧП, и закрепление их полномочий. Также перспективным видится создание единого информационного ресурса в интернете для публикации объявлений о конкурсах для участия в ГЧП, что будет способствовать информационной открытости. Регламентация конкурсных процедур отбора частного партнёра, предусмотренные законом возможности защиты интересов частных партнёров на стадии отбора для участия в ГЧП — эти вопросы, наряду с определением специальных органов и единым информационным ресурсом, являются примерами создания той самой институциональной среды, без которой реализовать проекты государственно-частного партнёрства сложно. Закон принят, и наверняка его будут много критиковать, как любой новый нормативный акт. Но от вышеперечисленных положительных моментов отмахнуться нельзя. Эффективность же закона будет зависеть от того, какие будут приняты подзаконные акты и как будет осуществляться правоприменительная практика.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости