spot_img

Елена Шадрина оценила новый закон о ГЧП

Спустя два года Госдума РФ всё-таки приняла во втором и третьем чтениях законопроект «О государственно-частном партнёрстве». По просьбе «Пермской трибуны» кандидат экономических наук, консультант в сфере госзакупок и ГЧП Елена Шадрина оценила этот документ.

Наконец-то законодательно дано чёткое определение понятию «государственно-частное партнёрство» (ГЧП). В мировой науке нет единого подхода к тому, что под ним можно понимать. Кроме того, существует более двух тысяч разнообразных форм партнёрств. Поэтому, учитывая неоднозначность такого взаимодействия государства и бизнеса, единое понимание ГЧП в рамках страны — это важный момент. Отсутствие федерального закона вносило растерянность в деятельность региональных органов, когда они пытались реализовать социально значимые, нужные субъекту проекты в форме государственно-частного партнёрства. Несмотря на то что большинство регионов (порядка 70) на сегодняшний день имеют свои законы о ГЧП, задача регулирования данного вопроса не решилась до конца. В ряде субъектов, несмотря на принятие законов, подобные проекты так и не были реализованы. Стоит отметить, что партнёрство государства и бизнеса регулируется не только собственно законом о ГЧП региона, но и массой других ФЗ. Поэтому принятый документ одновременно вносит изменения и в них. Вообще в мировой практике есть страны, успешно реализующие проекты ГЧП, которые не имеют специальных законов. Однако это не означает, что такие отношения никак не регулируются. Как правило, они интегрированы в законодательство по госзакупкам или о концессии. В Великобритании, например, есть руководства по адаптации законодательства о госзакупках к проектам ГЧП.

ГРАНИЦЫ ПАРТНЁРСТВА

Положительным фактом является и то, что в законе чётко разграничены соглашение о ГЧП и государственные контракты, заключаемые в рамках госзакупок. Теперь не нужно ломать голову, когда и какой закон применять — ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или о ГЧП. Также в новом документе сказано, что концессия регулируется одноимённым законом и не смешивается с общим понятием государственно-частного партнёрства. С точки зрения экономики ГЧП, как наиболее сложная форма отношений государства и бизнеса, должно применяться тогда, когда иные способы не могут быть реализованы эффективно. Для принятия решения о том, нужно ли заключать соглашение о реализации ГЧП или можно просто закупить необходимые товары и работы или передать услуги на аутсорсинг, необходимо провести сравнительный анализ, что будет наиболее выгодно с точки зрения цены-качества и с учётом минимизации рисков. Именно это предлагает закон — помимо оценки эффективности проекта предусмотрено его рассмотрение на сравнительное преимущество. Это позволит принять обоснованное решение, заключать ли соглашение о ГЧП или осуществить стандартную закупку. Закон чётко определяет перечень объектов соглашения о партнёрстве. Наряду с инфраструктурными туда включены объекты здравоохранения, образования и культуры. Это позволяет прогнозировать, что проекты ГЧП будут реализовываться не только в традиционной для него сфере транспортной инфраструктуры, но и в социальной. В мире есть примеры успешной практики применения ГЧП в сфере обслуживания и управления госпиталями, в сфере образования (от дошкольного до научных лабораторий в университетах), а также в культурной сфере (управление музеями, театрами). В России тоже такое возможно.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

В аббревиатуре «ГЧП» ключевое слово — «партнёрство», а это подразумевает, что обе стороны заинтересованы в том, чтобы были определены гарантии. Важно, что закон предусматривает возможность предоставления их частному партнёру в случае изменений внешней среды, рынка, цен, законодательного регулирования. Также позитивным является то, что закон учитывает материальную ответственность в случае нарушения соглашения не только для бизнеса, но и для публичного партнёра. Можно прогнозировать, что это сделает подобные проекты более привлекательными для инвестиций. К несомненно позитивным моментам нового закона нужно отнести определение органов, которые будут участвовать в разработке, анализе, запуске и контроле проектов ГЧП, и закрепление их полномочий. Также перспективным видится создание единого информационного ресурса в интернете для публикации объявлений о конкурсах для участия в ГЧП, что будет способствовать информационной открытости. Регламентация конкурсных процедур отбора частного партнёра, предусмотренные законом возможности защиты интересов частных партнёров на стадии отбора для участия в ГЧП — эти вопросы, наряду с определением специальных органов и единым информационным ресурсом, являются примерами создания той самой институциональной среды, без которой реализовать проекты государственно-частного партнёрства сложно. Закон принят, и наверняка его будут много критиковать, как любой новый нормативный акт. Но от вышеперечисленных положительных моментов отмахнуться нельзя. Эффективность же закона будет зависеть от того, какие будут приняты подзаконные акты и как будет осуществляться правоприменительная практика.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

Пермский зоопарк завершает свою деятельность на старой территории

Последним рабочим днем учреждения на улице Монастырской станет 13 июля

На реконструкцию пермского аэропорта запланировали 1,9 млрд рублей

На данный момент объявлен аукцион по поиску подрядчика

В Перми наградили лучших молодых профессионалов страны

На Всероссийском форуме рабочей молодёжи подвели итоги конкурса «Человек труда»

Прикамский Центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта возглавила олимпийская чемпионка

О назначении ее на должность директора сообщили в Минспорта региона