На этот раз информационный ветер принёс запах скандала с просторов Чусовой: губернатор Пермского края в рамках частно-государственного партнёрства намерен строить вторую часть моста через эту реку, и мост в итоге будет платным. Для несогласных жителей края есть альтернатива: попасть в Пермь и обратно через Кунгур. Если иметь в виду, что не менее четверти трудоспособных жителей Добрянки и Полазны, не говоря уже о Пальниках и аналогичных населённых пунктах, работает в Перми, весть о платном мосте ввергла их в шок.
Лоялисты сразу сказали, что «иного выхода нет», потому что достаточных средств для строительства ещё одного моста за бюджетные деньги нет. А частно-государственное партнёрство предполагает в том числе как бы кредит: деньги инвестор за мост будет получать из бюджета, к примеру, в течение лет этак 20.
Реалисты возразили: нет в российской природе такого инвестора, чтобы он до взрослых правнуков ждал свои деньги обратно. Кроме того, известно: самый простой способ закрыть денежную дырку — изъять деньги у населения.
Весёлые пессимисты, то есть хорошо информированные пермские оптимисты, откровенно повеселились: какой мост?! Вы, мол, Виктор Фёдорович, сначала залатайте раскуроченные 400 м дороги на Кунгурском тракте, от которых уже который год десятки тысяч человек сатанеют, а уж потом на берегу Чусовой принимайте позу Ермака Тимофеевича.
Взгляд профессионалов
В Перми немало людей, которые понимают, что такое город Пермь и Пермский край. То, что этих людей нет в местной пермской власти, — это другая тема. Но они есть, и у них короткий вопрос: зачем? Зачем нам чусовской мост-дублёр? Мост — не космонавт и не актёр, он не нуждается в дублёре. Мост — это не просто решение вопроса пересечения водной преграды через какое-то время. Мост через крупную реку — это стратегический объект, благодаря которому решаются стратегические задачи развития территории, субъекта Российской Федерации. А «мост-дублёр», «вторая очередь» автомоста через Чусовую никакие стратегические задачи Пермского края не решает. А главное, этой самой стратегии развития нашего региона у нас вообще нет: нашим краем правят временщики.
История вопроса
КамГЭС — не мост, а плотина. Первый мост через Каму — это память о Б. В. Коноплёве. Он мыслил стратегически и добился широкого моста, а для этого пошёл на строительство декорации: на мосту проложили трамвайные пути. Их очень быстро тихо убрали. Мост дал Перми развитие на правом берегу. По Генплану Перми начала 1970-х предполагалось строительство второго моста через Каму в Мотовилихе, в районе площади Восстания. Но вмешалась идеология: под снос планировался частный сектор, где жили и копали огороды старые большевики. Был шум, который дошёл до ЦК КПСС. И второй мост был похоронен. Во времена мастер-плана голландские архитекторы обалдели, глядя на пермские просторы: «А зачем вам на том берегу развивать город?! На левом берегу места — сколько угодно». Их можно понять: вся их Голландия в русских бёдрах шибко узка.
Надо сказать, что мост через Чусовую в титул вписал Коноплёв, а ввёл в эксплуатацию Игумнов. При нём началось проектирование Красавинского моста, который открыл Трутнев. А Чиркунов занимался Восточным обходом. Все главы нашего региона до весны 2012 года очень серьёзно занимались дорожной инфраструктурой. В итоге у нас есть Западный, Южный и Восточный обходы Перми, а Северного пока нет.
Стратегическая задача — доделать Северный обход, закольцевать обход Перми, пустить транзит из Европы в Азию и наоборот по новому маршруту, транспортно-экономически сблизить край со Свердловской и Тюменской областями. И если даже всю Чусовую между авто- и железнодорожным мостом закрыть асфальтом, эту стратегическую задачу решить нельзя. А где на самом деле нужен новый мост?
Нам очень нужен новый мост через Каму выше плотины КамГЭС, в районе Полазны и, как следствие, завершение Северного обхода, объединение трасс Пермь — Березники с трассой Пермь — Краснокамск. И тогда — куда угодно. Транзит из Москвы пойдёт по Северному обходу и разгрузит Чусовской мост. И те, кто идут через Восточный обход, тоже уйдут на Северный просто потому, что это вдвое короче.
Про частно-государственное сотрудничество
Я полагала, все эти новые местно-властные разговоры про мост через Чусовую — пиар-пурга. Потому что все предыдущие «проекты» команды господина Басаргина с треском провалились, будь то страсти по зоопарку, пятиэтажный вокзал Пермь II, строительство гетто малосемеек на Бахаревке и т. д. Для печурки имиджа господина Басаргина нужны новые дровишки. Ну и возникла как бы мысль о «второй очереди» моста через Чусовую. А губернаторские пиарщики погубили идейку: мост-то будет платным. И получилось то, что должно было получиться — скандал.
Однако источники, хорошо понимающие в строительстве и тщательно изучившие принятый в первом чтении региональный закон о ГЧП, полагают, что всё может оказаться гораздо серьёзнее: ясно, что «вторая очередь» моста через Чусовую не нужна, но деньги!..
…Представим, что некий мост стоит 10 млрд руб. На самом деле — 7 млрд, а 3 млрд — норма прибыли при таком строительстве. Предположим, что расклад в проекте такого моста в рамках ГЧП — 70:30. И может запросто случиться, что государевы деньги освоены, мост построен по себестоимости, инвестор как бы вложил 3 млрд этой неполученной прибыли и взамен прибыли получил мост. И до морковкина заговенья бизнес, который требует автоперевозок, будет платить за этот мост. И за проезд, и за содержание. А главное, никакие конкурсы при таком строительстве не нужны: кто более жирного барашка в бумажке даст, тот и инвестор. А со стороны местной власти смотрящим будет какая-нибудь «корпорация». И всё это — коррупционная кормушка. В нынешних пермских реалиях думать иначе у нас оснований нет.
Так что, граждане, новый мост нам нужен через Каму и при другой краевой власти. А при нынешней получаются только скандалы и уголовщина среди чиновников.