Продуктовый коллапс. При и так немалом росте цен на продукты рынок ожидает новое повышение стоимости.
Год текущий поразил потребителей дороговизной практически всего, что продаётся в магазинах, — даже в летний период, обычно отмечающийся сезонным снижением цен на те же фрукты и овощи, покупатели отдавали за продукты намного больше кровных, чем в прошлом году. И эксперты прогнозируют: это только начало.
В начале недели в СМИ появилась информация о том, что поставщики продуктов питания и бытовой химии уведомили ритейлеров о том, что с сентября 2015 года планируется повышение цен в среднем на 10%. При этом сообщалось, что в первую очередь подорожают хлеб, кофе и чай, овощи и фрукты, а также импортный алкоголь и бытовая химия. Виной всему — стойко высокий курс иностранной валюты, от которой зависят как товары, привозимые из-за рубежа, так и то, что производится в России, но с использованием иностранного сырья и техники. А таких продуктов у нас, к сожалению, большинство.
Информацию об удорожании подтвердила Елена Гилязова, руководящая крупной пермской розничной сетью. «Фрукты мы получаем из ближнего и дальнего зарубежья, так же, как чай, кофе и так далее. Все эти товары привязаны к курсу. Чисто российских товаров практически в глобальном мире быть не может. Семенной и племенной фонд, витаминные добавки, техника и прочее — везде есть доля импорта», — прокомментировала она изданию «АиФ-Прикамье».
А пока сами федеральные ритейлеры молчат, отказываясь от комментариев в СМИ, информацию о том, что скоро на условную тысячу рублей мы купим меньше продуктов, чем ещё, к примеру, весной, подтверждают как статистика, так и рядовые продавцы.
— Нам о повышении цен пока ничего официально не сообщалось. На самом деле, в летний период в магазинах формата нашего (торговый павильон — прим. автора) цены, наоборот, падают. У нас большая конкуренция между точками, а поставщики у всех в основном одни и те же. Поэтому стараемся бороться за каждого клиента. Но в конце сезона цены действительно будут повышать. Что будет зимой, пока сложно сказать. Одно точно: цены на импорт точно будут высокими. Если сейчас на рынке много российской продукции, которая была выращена в этом году, то зимой место наших томатов займут импортные овощи, а цены на них из-за большой курсовой разницы действительно высокие, — рассказала корреспонденту «В курсе» продавец продуктового павильона.
Петр Быстров, директор ЗАО «Птицефабрика Чайковская»:
— Сезонное повышение цен на продукты — естественный процесс. В частности, на яйца цены падают в мае, после чего в октябре отмечается рост. В этой ситуации мы изворачиваемся как можем. В ближайшее время у нас нет возможности поднимать цены. На себестоимость продукции влияет и импортная составляющая, в том числе цены на витамины и ферменты, применяемые в нашем производстве. Также мы закупаем импортное оборудование, цены на которое тоже растут. Кроме того, 75 процентов от стоимости готовой продукции — это корма. В любом случае с октября начнётся тренд на повышение цены на нашу продукцию.
Павел Яковлев, исполнительный директор розничной сети «Захоти»:
— Не стоит нагонять истерию по поводу резкого повышения цен. Наши основные продукты — охлаждённая курица и яйцо. Производители нам пока не сообщали о повышении цен на эти группы товаров. Если и есть некоторое повышение входящей цены, то мы не используем эту ситуацию для себя. В целом розничный сегмент показывает рост. Тем не менее, мы ощущаем переход покупателей на более дешёвые наименования продуктов.
От эксперта
Андрей Сумливый, экономист:
— Сложно сказать, откуда берётся цифра 10%. Возможно, имеется в виду, что на валютном рынке возобновились колебания и за последний месяц рубль потерял в этом пределе. Но в экономике нет простых механизмов. Переносить эти 10% мгновенно на ценники продовольствия вряд ли получится по целому ряду причин, в том числе из-за слабого спроса. Макроэкономические факторы указывают, что инфляция должна замедляться (цены будут расти более медленными темпами). То есть я бы ожидал более медленного повышения цен. Для ориентира — продовольствие действительно подорожает на 10%, но не в ближайшие месяцы, а, например, к следующему лету.
Языком цифр
По данным Пермьстата, индекс потребительских цен, характеризующий общее изменение цен на товары и услуги, в Пермском крае за первое полугодие 2015 года вырос на 9,1 процента. Самый большой рост цен отмечен на овощную продукцию. Рекордсменом по росту стала морковь, цены на которую выросли с начала года почти в два раза. Напротив — виноград, груши, лимоны и бананы подешевели на 3,5–8,7%. Наиболее сильное падение цен произошло на огурцы и помидоры — почти в два раза. В расчёте на одного человека стоимость минимального набора продуктов в Пермском крае в июле составила 3,7 тыс. рублей.
Рост цен за первое полугодие 2015 года в процентах:
Морковь — 86,2 %;
Свёкла — 77,4 %;
Чеснок — 71,9 %;
Картофель — 65,8 %;
Репчатый лук — 44,1 %;
Замороженные овощи — 44,8 %;
Рыбные продукты — 20,6 %;
Соль, специи, соусы — 22,1 %;
Макароны — 19,9 %;
Сахар — 14,5 %;
Масло — 12,5 %;
Мука — 10,6 %;
Сыр — 10,5 %;
Молочные продукты — 6,8 %;
Мясо — 5 %.