spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Константин Духонин о финансовой составляющей больших выборов-2016

Конфигурация выборов 2016 года вырисовывается все четче. В СМИ опубликованы карты с нарезкой округов, кандидаты уже ищут волшебную дверцу, в которую можно постучаться, занести мешок с подарками и решить за ней все вопросы насчет административного ресурса. Примерно понятны даже неофициальные бюджеты предвыборных кампаний всех уровней.

Однако прежде чем описывать, как пройдут выборы в Прикамье и где будут располагаться центры принятия решений, необходимо обозначить вводные, которые определят участие тех или иных кандидатов (пула кандидатов) в предвыборных гонках.

Первая вводная заключается в том, что выборы будут сложными. Из-за кризиса, разумеется, который пока за горло не схватил, но в 2016 году обязательно схватит каждого избирателя. Дна, как говорят экономисты, мы еще не достигли. Оно и будет определять повестку. Особенно на муниципальных выборах. 

Вторая вводная заключается в том, что установка федерального центра не позволит региональным властям устраивать беспредельную зачистку. Это значит, что будет конкуренция. По убывающей: самая жесткая на муниципальном уровне, чуть менее — на уровне кандидатов в краевой парламент, и почти никакой среди кандидатов в Госдуму. В последнем случае могут возникнуть исключения, которые лишь подтвердят общие тенденции. 

Третья вводная заключается в том, что поскольку выборы в ГД, ЗС и муниципальные будут идти синхронно, то, разумеется, определять повестку будут федеральные тренды. Регионалы и муниципалы, соответственно, будут стараться в нее вписаться. За кого-то из кандидатов призовет голосовать амфора, которую Владимир Путин достал из Черного моря, кто-то вспомнит вдруг, что он или его троюродные родители родом из Крыма и так далее. В Прикамье, наверное, не более трех-четырех кандидатов, которые могли бы навязать свою повестку на региональном уровне.  С вводными закончим, приступим к описанию.

Центры принятия решения

Всех потенциальных кандидатов интересует не абстрактный вопрос: кто отвечает за выборы? — а вполне конкретный: с кем договариваться, чтобы административный ресурс как минимум против тебя не работал? Как максимум — работал на тебя. Ну и когда договариваться — уже сейчас и авансом или подождать?

Отвечаем. На сегодняшний день администрация губернатора согласовывает списки только муниципальных кандидатов. И эта тема вроде как отдана ей на откуп. По кандидатам в ЗС списки типа тоже формируются, но скорее для виду — чтобы показать свою значимость. На самом деле на сегодняшний день никто не делегировал администрации полномочия определять конечный список тех кандидатов в депутаты ЗС, которые могли бы пользоваться административным ресурсом. И, судя по тому, что администрация губернатора реально прекратила работать с краевым парламентом (никто с депутатами никаких вопросов перед пленаркой не согласовывает), вопрос формирования нового состава ЗС не в ее зоне ответственности. Это подтверждают и источники, скажем так, вовлеченные в процесс. Более того, в центральном комитете «Единой России» еще в начале года не исключали, что в регионы будут делегировать команды политтехнологов либо в Москве согласовывать местных. Пока непонятно, к чему там пришли, но тренд налицо: краевые власти будут отключены от финансовых потоков на выборах в ЗС.

С кандидатами в депутаты ГД все ясно: центр принятия решений в Москве. На кого губернатору укажут, тому он и будет помогать. Список кандидатов в ГД — это вне зоны компетенции главы региона. Точка.

За что бороться?

Казалось бы, уже понятно, как распределятся мандаты в Пермской городской думе. Примерно 10-11 депутатских кресел (одномандатники) обещано группе Владимира Плотникова. Список остальных одномандатников формирует администрация губернатора, а также пытается согласовать кандидатов, которые будут избраны по партийным спискам. Таковы предварительные договоренности. 

Однако (и это осознают обе стороны) эти договоренности написаны на песке. Наиболее реальное развитие событий заключается в том, что губернатор согласится с представленным списком Владимира Плотникова и тут же передаст его силовикам, в полпредство, с лозунгом «криминал идет во власть», а затем выдвинет в округах, отданных Владимиру Ивановичу, альтернативных персонажей. Кто-то из «плотниковских» будет срезан на подписях, кто-то проиграет более сильным кандидатам. Может быть немного другой сценарий, суть не в этом. Суть в том, что объективно губернатору усиление Владимира Плотникова в гордуме ни к чему. Не сомневаюсь, впрочем, что Владимир Иванович готов и к такому развитию событий. 

Есть и еще один момент. Влияние гордумы следующего созыва на принятие решений будет существенно меньше влияния нынешней (даже если договоренности будут соблюдены), вся власть будет сосредоточена в руках мэра. А любого мэра губернатор сможет снять с поста щелчком пальцев. Есть ли смысл при таких раскладах формировать пул депутатов?

Главная интрига выборов в краевой парламент касается оппозиции. Сможет ли она пройти, учитывая то, что администрация губернатора вроде как отстранена от процесса? Пойдет ли? Найдутся ли ресурсы? Все не так просто. Уже в 2017 году в Прикамье появится всенародно избранный губернатор, кем бы он ни был. У главы региона на ближайшие, по крайней мере, три года будет полный карт-бланш. Никто из краевых парламентариев в здравом уме системно оппонировать ему не будет. Исходя из этого, возникает резонный вопрос: есть ли смысл формировать пул кандидатов? Ответа пока нет.

Бюджеты

Минимальный неофициальный бюджет предвыборной кампании кандидата в Пермскую городскую думу, скорей всего, составит около пяти миллионов рублей. В два раза больше — у кандидата в ЗС Пермского края. У кандидатов в депутаты ГД бюджеты могут различаться на порядки. Пока в СМИ проскочили данные о сумме 180 миллионов рублей, но, судя по всему, в нее входит и плата за админресурс.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости