spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Ирина Колущинская: Пермь — один из признанных центров политтехнологий

Анализ результатов пермских выборов 13 сентября текущего года легко умещается в словах Остапа Бендера: «Скучно, девушки!» Если бы не административно-художественная резьба по округу Юрия Чечёткина в Краснокамске, вообще была бы тоска.

И скучно совсем не потому, что предвыборного шума не было, а потому, что ничего нового, что могло бы подвигнуть территории к позитивному движению, победители пермских муниципальных выборов — 2015 нести не могут. В крае начисто отсутствует стратегия развития. Зато на новый виток ушёл бред про пермский зоопарк и галерею: похоже, что в сознании пермского правительства разлепить мартышек и искусство никак не получается. Нет краевой стратегии — нет и не будет ничего путного в территориях: земские собрания будут балансировать на лезвии бритвы секвестра, причём в ближайшее время — на одной ноге. Рассуждать об этом политологам неинтересно, и они насилу дождались новой темы — «Большие выборы 2016 года».

Главный вопрос: кто на каком уровне будет назначать кандидатов? Совершенно очевидно, что результат так называемого праймериз в партиях, по моему убеждению, — чистейшая фикция. Официально считается, что главное в праймериз — участие, место не имеет значения. Но в нашем случае эта партийная «олимпиада» неважна в принципе: региональный политсовет той же ЕР может единогласно утвердить выдвижение кандидата на выборы и тут же фактически кинуть его. И благость этого кидка запросто объясняется в СМИ, пример довыборов в Соликамске очень ярок.

Как сиамские близнецы связаны вопрос выдвижения кандидатов в Законодательное собрание края и Пермскую гордуму с вопросом, какие политтехнологические фирмы и группы поведут «согласованных» кандидатов к вожделенным мандатам? Дело в том, что суть серьёзных выборов в нашем крае в последние годы — в крайнем цинизме. О каких-то серьёзных программах большинства кандидатов речи практически нет. О том, насколько эта технология разрушает зачатки демократического сознания массы людей и уважения к власти, думаю, говорить излишне.

Профессор О. Подвинцев полагает, что у нас дефицит политтехнологических кадров, а журналист К. Духонин считает, что на наши Большие выборы «административный ресурс» будет приглашать команды из Москвы или там же согласовывать какие-то иные. Ну, в целом по России, может быть, такой дефицит имеет место: с лета до 13 сентября в Перми можно было найти только пару-тройку технологов, остальные работали на серьёзных выборах по всей России. Пермь — один из признанных центров политтехнологий, так что по части дефицита пермских политтехнологов господин Подвинцев погорячился.

Другое дело, что есть серьёзная препона для получения заказа на участие в Больших пермских выборах для по-настоящему серьёзных команд пермских политтехнологов: они не только не интересны административным «сортировщикам», но и глубоко им враждебны.

Дело в том, что добросовестные профессионалы по проведению выборов с «ресурсом» не делятся, потому что это в интересах Заказчика: взятка «ресурсу» очень серьёзно удорожает кампанию, часто — вдвое. Поэтому этим «сортировщикам» лучше всего договариваться о коррупционном бюджете выборных кампаний с пришлыми технологами. Это безопаснее. Всё по принципу сетевого маркетинга: половину — «сортировщикам», 50 процентов из оставшейся половины — руководству столичной выборной фирмы за её «мульку». А остальное — нормальным спецам на собственно кампанию-медийку, мероприятия, «поле», социологию, наблюдателей и так далее.

У меня был случай, когда на Больших выборах в одном из регионов, где мы работали рабочими лошадками, приехала руководящая бригада «белого Кремля», то есть из Нижнего. В мою предвыборную редакцию вплыл господин с серьгой в ухе. Он сообщил, что «руководство кампании поручило» ему «разруливать» мои действия в медиаполе. Я сказала, что его проблема в том, что руль у меня заклинило ещё в детстве, и он точно не тот гидроусилитель, который может решить эту задачу. На следующий день приехали трое человек от «красного Кремля» контролировать «белый». Ребята оказались вменяемыми. Они ничего не делали, но мы под их прикрытием шуганули Нижний: «белокаменные» исчезли, и мы могли нормально работать. Но свои деньги они получили — столько же, сколько мы за реальную работу и победу. Сколько стоила заказчику эта столичная «крыша», я даже представить не могу: эта пиар-фирма незадолго до тех выборов получила 300 млн рублей только за то, что придумала один из подарков Москвы к юбилею Питера. Не сделала, а просто придумала. Думается, что по такой же схеме формируется у нас цена на картошку и жильё.

Не далее как на прошлых выборах в ЗС края один из кандидатов заплатил этим сортировщикам и варягам за свои выборы какую-то просто космическую цену. Во-первых, никакой кампании не было, разве что не только на каждом столбе, но и на деревьях висели его портреты. Во-вторых, в день голосования выяснилось, что он, бедолага, проигрывает собственному техническому кандидату, и «сортировщики» вместе с избиркомом ужами извивались, чтобы выползти из этой ситуации.

Сортировщики кандидатов на Больших выборах — самое хлебное и синекурное место. А в нашем сегодняшнем случае, кто будет допущен к выборам с «благословения», сортировщикам вообще не важно, потому что плодами этих выборов они просто не успеют всласть попользоваться: после 2016 года прямо сразу — год 2017-й. Поэтому вопрос первичной взятки за грядущие выборы на уровне гордумы Перми и ЗС края уже созрел как карбункул. И коллега Духонин умилил меня, посчитав, что мандат депутата гордумы стоит где-то 5 млн рублей. По сути — да. Но у нас, похоже, это всего лишь «гонорар» сортировщикам. Если, конечно, кандидаты согласятся с этим грабежом.

…Неделю назад возвратился из командировки в Варшаву наш сенатор Игорь Шубин. Он член европейской комиссии по мониторингу, и с иностранными коллегами обсуждал, в частности, вопрос о допущении к участию в выборах граждан с 16 лет. Дело в том, что явка на выборы падает в большинстве стран европейской цивилизации. Мы не исключение, и у нас есть свои отягчающие эту проблему обстоятельства. Пока этот вопрос в наших парламентских верхах обсуждается неофициально и вполголоса.

Может, нам стоит проявить инициативу, и свежие реки смоют коррупционный навоз в наших предвыборных авгиевых конюшнях?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

В Чусовом проходят XXI Всероссийские Малые Астафьевские Чтения

Мероприятия посвящены 100-летию писателя Виктора Астафьева.

В Перми на стройке школы на Ветлужской завершились работы по забивке свай

Об этом сообщил глава Перми Эдуард Соснин в своем telegram-канале