spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Компенсация за жизнь человека в 50 тысяч рублей – у нас так принято

Ирина Фаст, адвокат компании «Гражданские компенсации» — эксперт в делах по возмещению вреда жизни и здоровью, рассказала, какие компенсации на самом деле получают жертвы катастроф и их родственники.

«Общий порядок возмещения вреда жизни или здоровью установлен Гражданским кодексом РФ. По общему правилу вред возмещается независимо от вины владельца транспорта. Пострадавшие или родственники погибших имеют право на единовременные и ежемесячные выплаты, оплату лечения, компенсацию морального вреда, расходов на погребение.

Специальными законами при катастрофах установлен еще и повышенный размер ответственности», — рассказывает юрист. Так, при авиа-, водных и железнодорожных катастрофах, авариях на общественном транспорте родственники погибшего пассажира получают компенсацию в 2 млн руб., размер компенсации для пострадавших — до 2 млн руб.

Для получения этих выплат у пассажира должен быть заключен договор о перевозке — сохранен билет. Также в отношении авиаперевозок в РФ ратифицирована Варшавская конвенция, согласно которой сумма ответственности перевозчика ограничивается суммой в 125 000 франков. А вот Монреальская конвенция до сих пор не ратифицирована — это невыгодно, ведь компенсации вырастут в 10 раз.

«Транспортные компании ведут себя по-разному. Всё зависит от порядочности отдельно взятого руководителя, а также от того, освещают ли ситуацию СМИ. Мне не известно ни одного случая, чтобы «Российские железные дороги» делали выплаты добровольно. Также дело обстоит и с автотранспортными предприятиями — всё происходит через суд», — констатирует Ирина Фаст.

Впервые иск в пользу жертв катастрофы был удовлетворен в 2001 году. Суд постановил выплатить родственникам погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 г. компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. руб. При этом основная часть семей по мировому соглашению с авиаперевозчиком получила от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно.

В июне 2010 г. семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе Boeing-737 «Аэрофлот-Норд» 14 сентября 2008 г., отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров. Сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве.

Так, 4 октября 2001 г. войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. По итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить $200 тыс. каждой семье погибших граждан России и Израиля.

Свежий пример — гибель от сердечного приступа на борту самолета Барселона — Челябинск Артема Чечикова. Молодой человек скончался в аэропорту Шереметьево. У медиков авиаузла не было должного оборудования, чтобы помочь ему. Проверка показала: борт совершил посадку около 4:30, а «скорая» подъехала к самолету в 6:12. Курчатовский райсуд отказал родственникам погибшего в выплате запрашиваемой компенсации в размере 40 млн руб.: судья не увидел вины со стороны аэропорта, станции скорой помощи и перевозчика.

«При каждом отдельном случае с массовой гибелью людей правительство выпускает специальное постановление с указанием размера компенсации из резервного фонда. Как правило, все решается в ручном режиме. Страховые компании формально готовы выплачивать компенсации, когда речь идет о бесспорных случаях, которых мало. В основном споры возникают о размере компенсации, установлении юридических фактов, например, иждивения. И не всегда реальный размер компенсации можно покрыть страховкой: все, что сверх, взыскивается с причинителя вреда».

По мнению эксперта, статистика несчастных случаев в нашей стране не афишируется. Сложно умолчать авиакатастрофу, унесшую жизни большого числа людей. Но мало кто знает, что ежедневно в России под колесами поездов гибнут и получают травмы 5-10 человек, от 10 до 30 случаев ДТП с человеческими жертвами происходит каждый день. В месяц получается огромная цифра, если учесть, что за каждой стоит человеческая жизнь или здоровье.

«Самая большая сложность в суде — размер компенсаций, о которых постоянно спорят. Можно назначить 2000 руб. иждивенцам ежемесячно, а можно и 15 000. Особая тема — размер компенсации морального вреда, который определяет только судья по своему усмотрению. Иногда понимание судом требований разумности и справедливости вызывает неимоверное чувство унижения у пострадавших.

Суд может взыскать 50 000 руб. за смерть ребенка, родителя, супруга. И таких дел — тысячи. Транспортные компании лоббируют низкие размеры компенсации морального вреда, потому что намного выгоднее платить мизерные суммы, чем вкладывать миллионы в безопасность. Взысканные миллионы за моральные вред — это единичные дела, которые специально демонстрируют населению», — резюмирует Ирина Фаст.

Для сравнения: недавно Министерство транспорта США повысило условную оценку стоимости человеческой жизни до 3 млн долларов, или 200 млн руб.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости