Фортепианный мастер Владимир Семикин рассказал о том, как стать реставратором клавишных инструментов, какие трудности испытывают музыканты в современной России и в чём заключается чудесная сила музыки.
Эпиграфом к процессу настройки фортепиано могло бы быть четверостишие Беллы Ахмадулиной:
На любованье маленьким оттенком
Уходит час. Светло, но не рассвет.
Сверяю свет и слово — так аптекарь
То на весы глядит, то на рецепт.
Если охарактеризовать процесс общими сравнениями, я бы назвал настройку фортепиано искусством компромисса. Нужно сделать так, чтобы всем интервалам (созвучия из двух звуков) было хорошо. Настройщик должен установить каждую струну (их более 220) на нужную высоту. Тогда рояль или пианино будет звучать гармонично, радовать слух, доставлять удовольствие не только играющему, но и слушающим. Конечно, только настроить — мало. Нужно, чтобы хорошо работал механизм. Пианисту должно быть удобно, комфортно играть. Для того чтобы отрегулировать клавишно-молоточковый механизм, настройщик должен хорошо знать принцип его работы. Есть ещё параметры в звучании фортепиано. Один из них — тембр. Повлиять на него может только очень опытный настройщик.
Как стать мастером
Чтобы стать профессионалом, необходимо много работать в мастерской. Моим учителем был В. Г. Порвенков. До знакомства с ним мою деятельность в качестве настройщика можно назвать несознательной. Такого настройщика можно сравнить с плохо видящим человеком в тёмной комнате, пытающимся находить знакомые предметы. Именно Порвенков открыл мне глаза, подсказал, какими должны быть проверочные тесты в процессе настройки. Помогает в повышении уровня мастерства наше цеховое объединение — Ассоциация фортепианных мастеров России.
Реставрация роялей
Средняя продолжительность жизни роялей примерно такая же, как у людей. Но хорошие реставрационные работы могут дать роялю вторую жизнь. В реставрации многое зависит от опыта: чем больше делаешь, тем лучше получается.
В 2014 году мы с коллегой, моим помощником, работали над роялем «Юмановъ въ Перми». Д. И. Юманов был предпринимателем, который создал первую на Урале фабрику клавишных инструментов. Пермский краеведческий музей приобрёл этот рояль, он был изготовлен предположительно в 1895 году, ему больше 120 лет. Когда я приступил к реставрации, он был в совершенно неиграбельном состоянии. Мы полностью разобрали инструмент, сняли все струны, чугунную раму, чтобы освободить резонансную деку — звучащую часть рояля. Со временем из-за климатических изменений, смены влажности и температуры, в рояле появляются трещины, которые не дают резонансной деке звучать, создавать красивый тембр.
Для того, чтобы восстановить эту деталь, нужно распилить её, сделать купол, создать напряжение, склеить и собрать обратно. Потом всё покрывается лаком. Это очень большая работа, сопряжённая с риском. Всегда есть опасность, что после реставрации инструмент не зазвучит. Но рояль фабрики Д. И. Юманова — это тот случай, когда всё получилось удачно. Механизм этого инструмента отличается от современного, потому что фортепианостроение претерпевало постоянную модернизацию до XX века. Поэтому работа была сложной и в техническом отношении.
Сейчас этот рояль находится в Доме Мешкова: с одной стороны, он является экспонатом музея, а с другой стороны — это действующий инструмент. Там проходят концерты, и мы имеем возможность услышать и почувствовать, на каких инструментах играли в XIX веке, во времена Чайковского, Рахманинова, Шопена.
Трудности профессии
В нашей стране нет системы, обучающей профессии настройщика, если не считать курсы при Московском строительном колледже. Вызывает сожаление и тот факт, что отсутствует ощущение проблемы. Те структуры, что являются учредителями студий, музыкальных школ, не чувствуют опасности упадка. Происходит общая деградация. И преподаватели, и ученики занимаются на очень плохих роялях и пианино. Педагог не замечает этого, а тот, кто замечает, — не обращает внимания и привыкает к тому, что инструмент звучит фальшиво, негармонично. Это продолжается, пока клавиша не начнёт западать. Тогда ищут настройщика. А практика показывает, что не каждый настройщик справится с теми проблемами, которые возникли. Когда инструмент запущен, то есть долго не обслуживался, его не настраивать надо, а ремонтировать.
Эмоции от работы
Когда из ничего вдруг начинает звучать инструмент, это приносит удовлетворение. Пианист начинает играть, и я знаю, что рояль так хорошо звучит потому, что там всё идеально выстроено, идеальная темперация. Когда рояль поёт, это надо почувствовать, погрузиться. Я очень люблю концерты классической музыки в камерном зале. Энергетика исполнителя и энергетика зрительного зала сливаются в одну. Это очень тонкое ощущение, его легко разрушить. Для меня ощущение слияния — это чудо. Российские исполнители так известны, потому что они обладают этим ощущением. В этом и есть волшебная сила искусства.
Справка: Владимир Семикин — инженер кафедры инструментального исполнительства факультета музыки ПГГПУ, реставратор клавишных инструментов.
Текст подготовила Екатерина Макарова.
Фото: Алексей Суханов.