spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Генерал Чулошников: мир в Чечне достался большой кровью

Генерал-майор МВД в отставке, военный корреспондент газеты «Местное время» Владимир Чулошников отправился по специальному заданию редакции в Дагестан и Чечню. В его втором репортаже рассказ жителей Ведено о восстановлении порядка в Чечне.

Пермские легенды Чечни

В чеченское Ведено из Дагестана меня везет старый знакомый Рамзан — бывший начальник веденского РОВД, а ныне помощник главы района. В 2000 году, за несколько месяцев до моей первой командировки в Чечню, полковник пермской милиции Юрий Ганьжин начал формировать в Ведено райотдел милиции. Для Рамзана то время стало знаковым, а личность полковника Ганьжина — легендарной.

Чулочников.jpg

«Весной 2000 года собрал полковник нас, 15-16 человек, до войны работавших в милиции. Построил, оглядел строй: кто без шапки, у кого порванные штаны, ни формы, ничего — в чем из подвалов вылезли, в том и пришли. Спрашивает, знаем ли мы, как расшифровывается слово «милиционер»? Мы, естественно, головами покачали — никто не знает. А он отвечает: «Милиционер значит ‘человек с ружьем’. Вы — милиционеры, вы поняли?» Мы: «Так точно!» Только ни ружей, ни автоматов нам не дали — сказали принести, что кто где припрятал, и посадили за парты — стажировать, значит. Два часа в день занятий с участковыми, оперативниками. Я 8 месяцев на стажировке был начальником РОВД без звания. А до войны был майор. После учебы и звание и должность восстановили», — эту историю от Рамзана я слышу уже раз в третий, он рассказывал мне ее и в 2006, и в 2010 году.

Нынешний начальник РОВД Хумайд Баршигов, вспоминая те времена и сравнивая с нынешними, говорит: «Небо и земля».

«Мы с Рамзаном познакомились, когда он был начальником отдела, что тут творилось! К тому времени, когда я на эту должность заступил, стало поспокойней. Сейчас вижу изменения к лучшему: Веденский — один из районов с самыми низкими показателями преступности в Чечне», — Хумайд сначала улыбается, затем становится серьезным и добавляет: «Главные проблемы в районе в прошлом и позапрошлом году — Иблисское государство (так мусульмане называют ИГИЛ*). Нескольких боевиков из местных жителей, вернувшихся из Сирии, мы уже уничтожили. Там воюют еще пятеро».

Подвиг учительницы и киномеханика

IMG_5521.jpg

К базе сводного отряда МВД по Пермскому краю в Ведено примыкает дом, в котором живет удивительная семья: бабушка Валентина Петровна и дедушка Супьян Асмагомедович. Оба преклонного возраста, оба во время первой и второй чеченских войн ни на день не покидали села.

«Я родилась в Ивановской области, после педучилища попала по распределению в Казахстан. Там работала до 57-го года. Там познакомилась с будущим мужем, а потом мы переехали сюда, в Ведено, — голос у Валентины Петровны звонкий и четкий, со знакомыми каждому учительскими нотками. В школе она проработала до 2006 года. — Я ходила на работу между бомбежками, ни дня не пропускала. Три года во время Республики Ичкерия (1996-1999 год) работала бесплатно. Во время второй войны сидели в подвале: не успеешь на улицу выйти — уже стреляют из автоматов, бьют минами, но школу я ходила на работу», — вспоминая это, Валентина Петровна скромно улыбается.

Ее муж всю жизнь проработал киномехаником. Ударник он у меня, говорит бабушка-учительница. Дед Супьян, крепкий мужик, настоящий хозяин дома, рассказывает свою историю:

«Я всегда очень кино любил. Часто в кинотеатре подглядывал в кинорубку, смотрел, что там механик делает. Еще подростком был, механик меня зовет, знаю, говорит, что ты тут подсматриваешь, можешь за меня вечер отдежурить? Я, конечно, говорю, что могу. Ну и все вечерние сеансы без проблем показал, а на всю ночь для себя уже кино крутил. Киномеханик утром вернулся и взял меня на работу. С тех пор я с кинооборудованием не расстаюсь».

IMG_5529.jpg

В семидесятые у Супьяна удалили желудок, после этого у него 37 раз открывалось внутреннее кровотечение.

«Я до этого машину водил, а после операции как поедешь, вдруг опять кровотечение начнется? Да и жена следила, никуда не отпускала», — Супьян Асмагомедович с любовью смотрит на супругу.

Валентина Петровна с тех пор с мужем все время. Во время войн он ей по чеченскому обычаю три раза давал развод, но та оставалась с Супьяном.

«Говорю ей, уезжай ради бога, не люблю я тебя! Но она ни в какую тут со мной, как бы я не ругался с ней», — хозяин дома сейчас смеется, но по глазам видно, что раньше ему было не до смеха.

Подвал в доме, где прятались киномеханик и учительница, был открыт во время первой и второй чеченских войн, чтобы люди, шедшие по дороге, могли спрятаться.

«Мы этим людям помогали. А когда помогаешь, тогда и самому легче переживать», — лицо Валентины Петровны как бы начинает светиться при этих словах.

Другие воспоминания у Супьяна Асмагомедовича:

«Помню, мешок муки купили, тащили, подошли к подвалу, у соседнего дома взрыв. Нас вместе с мешком отбросило к стене, контузило. Жену ранило в ногу, и получила инфаркт. Я затащил ее в подвал, а поднять уже не мог. Больше недели она лежала, несколько дней не ела. Потом врач уже сказал, что инфаркт был и она чудом выжила».

Свой дом супруги перестраивали и восстанавливали уже три раза. Сейчас им помогает сын Исуп, работающий начальником районных электросетей. Киномеханик Супьян не бросает дело всей жизни: у него несколько работающих проекторов, на которых он по-прежнему крутит кино. Вот только ни зала, ни большого количества зрителей нет. Но есть главный ценитель его таланта — Валентина Петровна:

«В ее день рождения, 1 мая, я вывешиваю экран во дворе, включаю ее любимый фильм, и мы так же, как и пятьдесят лет назад, смотрим его вместе».

ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

Пермяк проведет в колонии почти пять лет за кражу дрели и бензопилы

Он будет отбывать наказание а колонии строгого режима

Делегация Посольства Узбекистана посетила Дирекцию кампуса «Будущее Пармы»

На сегодняшний день пермские вузы сотрудничают с 19 вузами Республики Узбекистан