Федеральное правительство за последние годы кардинально пересмотрело требования к главам регионов — отставку получили те, кто не сумел сплотить местные элиты вокруг себя.
Аналитический материал на тему кадровых перестановок в губернаторском корпусе России опубликовал 13 февраля федеральный «Коммерсантъ».
Как пишет издание, несколько лет назад, в 2009–2010 годах, при принятии решения об отставке губернатора рассматривалась его способность управлять внутриполитической средой региона, объединить или растерзать воюющие элиты и получить необходимый результат на выборах за нужных кандидатов или партии. Назначенный 5 октября 2016 года первым замглавы администрации президента Сергей Кириенко пересмотрел эти критерии. Он ввел в приоритет экономическую и электоральную ситуации в субъектах.
Не менее важным требованием к губернатору стала его возможность консолидировать регион ради выполнения федеральной задачи, что невозможно, если имеет место «раскол элит». Раскол может начаться только при участии власти — это силовой захват местного бизнеса, «разрушение уже сложившейся системы», считает политолог Андрей Колядин. Чаще всего их инициируют губернаторы, не являющиеся коренными жителями, губернаторы-варяги. Политолог отмечает, что именно вмешательство власти провоцирует серьезный конфликт в бизнес-среде — иначе это просто конкуренция.
«Новый глава приходит и начинает смотреть на бизнес, ему же надо жить хорошо, а не только на официальную зарплату. Кто-то заставляет делиться, внедрив в бизнес своего человека, кто-то хочет забрать все, второй вариант приводит к расколу и скандалам», — говорит Колядин.
Политолог считает, что диалог с бизнесом возможен, только когда губернатор адекватный: «В противном случае начинается силовое давление на противников. Обиженные элиты начинают действовать по-другому, искать союзников на федеральном уровне».
В статье в качестве примера приводится Пермский край, где теперь уже бывший губернатор Виктор Басаргин конфликтовал с влиятельным депутатом Госдумы Дмитрием Скривановым. «Скриванов хотел только, чтобы к его мнению в чем-то прислушивались, Басаргин в ответ стал давить», — говорит другой политолог Евгений Минченко. Эксперт также полагает, что инициаторами раскола могут быть сами местные влиятельные группы, как, например, в Иркутской области.
Накануне кампании по выборам главы государства в 2018 году намерение администрации президента избавиться от губернаторов-«раскольников» не вызывает удивление, отмечает «Ъ». Также ставки сделаны и на омоложение кадров, менять опытных в зрелом возрасте на еще более зрелых Москве не интересно. «Это хорошо, приходят энергичные молодые люди», — заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак.
Выводы экспертов иллюстрирует политическая ситуация в Пермском крае: выходца из Свердловской области Басаргина, который конфликтовал со значительной частью деловой и политической элиты Прикамья, сменил на посту губернатора 37-летний чиновник правительства Москвы, уроженец Перми Максим Решетников, ранее долгие годы работавший здесь. Пермские эксперты прогнозируют, что новый глава региона способен объединить все ведущие силы Пермского края.