Пять лет назад из Перми хотели сделать культурную столицу Европы. В связи с этим появилось большое количество фестивалей, арт-проектов и музеев. Люди с большим энтузиазмом стали приобщаться к процессу и помогать проводить «культурную революцию». Затем, как это часто бывает в российской истории, самые грандиозные проекты сворачиваются. Так случилось и с несостоявшейся культурной столицей.

В 2017 году в Перми опять начались культурные движения. Фестиваль «Пермский период. Новое время», «Суббота на набережной», «Длинные истории Перми» и многочисленные концерты — все это стало хорошим летним подарком для жителей региона. О том, как изменилась культурная жизнь Перми за последнее время, «В курсе.ру» пообщался с создателем «Длинных историй Перми» Арсением Сергеевым.
По вашему мнению, после сворачивания «культурной революции» Пермь многое потеряла?
— Это все разговор в сослагательном наклонении. Да, Пермь потеряла, конечно, но развитие культуры продолжилось, значит она и что-то приобрела. Поэтому мы не можем говорить, что потери какие-то фатальные, а приобретения ничтожные.
Например, сюжет сворачивания «культурной революции» подразумевал закрытие музея современного искусства, он должен был исчезнуть, но этого не произошло. Более того, уровень и качество выставок кардинально улучшились, количество публики, которая его регулярно посещает (при том, что музей переехал и находится теперь далеко не в центре), выросло в несопоставимых размерах. Теперь PERMM функционирует как настоящий музей, в нем прекрасные программы для молодежи и пожилых людей. Выставка «ЗЗЗ. Звуки. Запахи. Заводы» — вообще шедевр. Лучшая выставка в России в этом году, на голову выше всего, что делалось PERMM в период «культурной революции».
Можно сказать, что после этого культура и искусство в Перми вышли на новый уровень?
— Это все маятниковая модель развития искусства в России. У нас тут вообще нет поступательных движений. У нас — вперед, потом застой, вперед, потом застой. Поэтому возникают какие-то невероятные сюжеты в период «бури и натиска», а потом все погрязает в болоте. Нам надо думать, что с этим делать, потому что такие качания не приводят к качественному устойчивому развитию.
На ваш взгляд, причины завершения «культурного проекта» только в смене власти?
— Не только, и это тема длинного разговора. Кажется, это ложная идея — связывать развитие города, страны, региона только с деятельностью властей. Надо стремиться к тому, чтобы это происходило независимо от смены фигур в высоких кабинетах. Вот тот культурный расцвет, который произошел в эпоху «культурной революции» — и Пермь, и Пермский край были к нему готовы, ожидали перемен. И мне странно, когда этот культурный расцвет связывают с двумя-тремя именами — это работа огромного числа профессионалов, и большая их часть — пермяки. И два миллиона посещений фестиваля «Белые ночи Перми» — это ведь всё местная публика.
То есть независимо от властей «революция» продолжилась?
— Да, многое из того, что было заложено в тот период продолжило функционировать. С одной стороны «загнулись» ПЦРД и «Сцена-Молот», свернулись или полностью прекращены многие фестивали, очень сильно изменился Театр-Театр, но музей PERMM работает, Пермский оперный известен всей стране и миру. Целое поколение художников выросло при моем непосредственном участии, кстати говоря. Часть из них начинают сольные карьеры, а многие — уже далеко не в Перми.
Как культурные события влияют на жизнь города? Это лишь решение проблемы культурного досуга или они могут повлиять на людей, их отношение к месту, в котором живут, вдохновить на самоорганизацию и самостоятельную активность?
— Вы сами отвечаете на свой вопрос. Здесь важны оба аспекта. Культура — это развлечение и отдых. Невозможно все время работать. Если вы не можете отдыхать, то это — тюрьма. Культура нужна для полноценной жизни человека. И да, именно культура влияет на отношение людей к своей и малой, и большой родине, дает повод ею гордиться, вдохновляет людей.
Получается, что культурная жизнь региона очень важна?
— Очень жаль, что для многих это до сих пор не очевидно. Мы живем благодаря культуре и для культуры — это и есть развитие человека, города, региона, страны. Деньги ничего не значат, нефть ничего не значит. Что остается после человека? Только культура и остается.