Дорогу осилит идущий. Общественный транспорт стал угрозой для жизни пермяков

В 2017 году количество ДТП с участием общественного транспорта возросло по сравнению с прошлым годом. Информация с мест аварий, в которых участником или виновником стал общественный транспорт, напоминает сводку с боевых действий — погибшие и раненые. «В курсе.ру» попытался разобраться, в чем причина пугающей статистики.

По информации краевой ГИБДД, часто дорожные инциденты происходят по вине водителей автобусов: превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, — но есть и другие факторы: например, неудовлетворительное состояние дорожного полотна и выход на линию технически неисправных транспортных средств.

— За одиннадцать месяцев этого года на территории Перми зарегистрировано 239 дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, в которых 10 человек погибли и 308 получили различные травмы. Из общего числа ДТП в 53 случаях усматривается вина водителей автобусов, при этом 5 человек погибли и 86 — ранено. В прошлом году был 1 погибший и 68 раненых, — сообщили корреспонденту «В курсе.ру» в отделении пропаганды БДД отдела ГИБДД Управления МВД России по Перми. Рост тяжести последствий дорожных ЧП очевиден. Также для сравнения за все 12 месяцев 2016 года число ДТП с участием общественного транспорта составило 238, по итогам 2015 года — 236.

Гонка за клиентом

Сейчас, по данным департамента дорог и транспорта администрации Перми, в городе действует 63 автобусных маршрута, 6 троллейбусных маршрутов, 9 трамвайных маршрутов, 11 маршрутных такси.

Электротранспорт и автобусный маршрут № 62 находятся в ведении муниципалитета. Остальные перевозчики — представители малого бизнеса.

—Транспортно-маршрутная сеть города организована так, что многие маршруты дублируют друг друга. Возникает конкуренция. Несмотря на утвержденный городскими властями график движения, происходят сбои. В силу дорожной обстановки — ДТП и пробок. Прежде всего, проблемным остается центр Перми. В час пик в расписание часто жизнь вносит жесткие корректировки, — рассказывает заместитель директора одного из транспортных предприятий Александр Малисов.

Действующая у большинства пассажироперевозчиков система оплаты труда напрямую связана с ежедневной выручкой на маршруте. Потому битва за клиентов идет ожесточенная. Причем конкурируют пермские бизнесмены не уровнем сервиса и комфорта, а прежде всего скоростью. Отчасти это влияет и на статистику дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта.

Транспортный second-hand

Техническое состояние пассажирского транспорта как в Перми, так и по всему краю тоже часто становится причиной аварий на дорогах Прикамья. По данным городской ГИБДД, с начала года прошли 252 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере пассажироперевозок. Осмотрено 2730 автобусов. Запрещена эксплуатация 1235 технически неисправных транспортных средств, из них 240 — с неисправным рулевым управлением, тормозной системой. Выдано 165 представлений должностным лицам, работающим в автотранспортных предприятиях, а также индивидуальным предпринимателям. Привлечено к административной ответственности 215 человек.

48CEluL4hkw.jpg

Пока основная часть автобусного парка Перми — это машины, срок эксплуатации которых более пяти лет. Соотношение отечественных и зарубежных транспортных средств, обслуживающих пассажиров в городе, примерно равное.

Непрозрачные схемы

Система распределения маршрутов в Перми далека от идеала. Принятый в 2015 году Федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок» обязал муниципалитеты распределять работу на маршрутах в рамках государственной контактной системы. Согласно нормативному акту основания для проведения конкурса имеются только по тем маршрутам, на которых работают более трех перевозчиков. На деле, возможно, большая часть маршрутов в Орджоникидзевском районе контролируется одной структурой. Организаций, осуществляющих перевозки несколько: ООО «Дизель», ООО «Усадьба», ООО «Транзит», ИП «Мирзамухаметов И. М.». Но все они дислоцируются по одному адресу: ул. Менжинского, 54. Указанные контактные данные у этой четверки тоже одни и те же. В муниципальном рейтинге пассажироперевозчиков эти предприятия на нижних строчках. Зато в сводках о ДТП и отчетах о проверках и выявленных нарушениях — на лидирующих позициях. Неблагополучна ситуация и с соблюдением трудового законодательства.

— Негласно в «Дизеле», «Транзите» и «Усадьбе» существует система штрафов. За опоздание на работу, за неприбранный автобус, за выявленного безбилетного пассажира штраф с кондуктора — 500 рублей. За однократный невыход на работу водителя без уважительной причины взыскание составляет 5 тыс. рублей, — рассказывает на условиях анонимности кондуктор ООО «Дизель».

Xv4NtkssXdg.jpg

При этом, по словам сотрудницы, в платежных ведомостях администрация предприятия указывает одну сумму, а по факту выплачивает другую. В итоге ежемесячно списывается по несколько тысяч рублей у большинства работников. Сама заработная плата состоит из двух частей — это процент от выручки, выплачиваемый по окончании смены, и ежемесячная выплата, зависящая от количества отработанных часов.

В администрации Перми поясняют, что договоры с перевозчиками, которые сейчас работают на городских маршрутах, были заключены в основном в 2014-2015 годах сроком на пять лет. Определение перевозчиков проходило в соответствии с Порядком проведения конкурсов на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок, принятым депутатами Пермской городской думы. Оценивались участники конкурсов по четырем критериям: средний срок эксплуатации транспорта, количество низкопольного транспорта, экологический класс и количество транспорта, работающего на газомоторном топливе. В прошлом году изменилось федеральное законодательство. Все новые конкурсы по выбору перевозчиков, согласно № 220-ФЗ, проводятся посредством заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (№ 44-ФЗ). В данном случае закон предусматривает проведение аукционов, то есть победителем будет признан перевозчик, предложивший минимальную цену за услугу.

Требования к транспортным средствам по каждому маршруту закреплены в документе планирования регулярных перевозок города Перми. Так, в нем указано количество используемых транспортных средств на маршруте, пассажировместимость транспортных средств, минимальная доля низкозольных машин, минимальный экологический класс.

При этом у муниципалитета нет обязанности расторгнуть заключенные ранее договоры с перевозчиками. Поэтому конкурсные процедуры по новому законодательству проходят только для тех маршрутов, где заканчивается или расторгается действующий договор с перевозчиком. Так, по новому законодательству выбраны перевозчики для автобусных маршрутов № 46 и № 60. Значительная часть торгов пройдет в конце 2019-2020 годах.

Олег Хвацкий

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости