spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Дорогу осилит идущий. Общественный транспорт стал угрозой для жизни пермяков

В 2017 году количество ДТП с участием общественного транспорта возросло по сравнению с прошлым годом. Информация с мест аварий, в которых участником или виновником стал общественный транспорт, напоминает сводку с боевых действий — погибшие и раненые. «В курсе.ру» попытался разобраться, в чем причина пугающей статистики.

По информации краевой ГИБДД, часто дорожные инциденты происходят по вине водителей автобусов: превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, — но есть и другие факторы: например, неудовлетворительное состояние дорожного полотна и выход на линию технически неисправных транспортных средств.

— За одиннадцать месяцев этого года на территории Перми зарегистрировано 239 дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, в которых 10 человек погибли и 308 получили различные травмы. Из общего числа ДТП в 53 случаях усматривается вина водителей автобусов, при этом 5 человек погибли и 86 — ранено. В прошлом году был 1 погибший и 68 раненых, — сообщили корреспонденту «В курсе.ру» в отделении пропаганды БДД отдела ГИБДД Управления МВД России по Перми. Рост тяжести последствий дорожных ЧП очевиден. Также для сравнения за все 12 месяцев 2016 года число ДТП с участием общественного транспорта составило 238, по итогам 2015 года — 236.

Гонка за клиентом

Сейчас, по данным департамента дорог и транспорта администрации Перми, в городе действует 63 автобусных маршрута, 6 троллейбусных маршрутов, 9 трамвайных маршрутов, 11 маршрутных такси.

Электротранспорт и автобусный маршрут № 62 находятся в ведении муниципалитета. Остальные перевозчики — представители малого бизнеса.

—Транспортно-маршрутная сеть города организована так, что многие маршруты дублируют друг друга. Возникает конкуренция. Несмотря на утвержденный городскими властями график движения, происходят сбои. В силу дорожной обстановки — ДТП и пробок. Прежде всего, проблемным остается центр Перми. В час пик в расписание часто жизнь вносит жесткие корректировки, — рассказывает заместитель директора одного из транспортных предприятий Александр Малисов.

Действующая у большинства пассажироперевозчиков система оплаты труда напрямую связана с ежедневной выручкой на маршруте. Потому битва за клиентов идет ожесточенная. Причем конкурируют пермские бизнесмены не уровнем сервиса и комфорта, а прежде всего скоростью. Отчасти это влияет и на статистику дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта.

Транспортный second-hand

Техническое состояние пассажирского транспорта как в Перми, так и по всему краю тоже часто становится причиной аварий на дорогах Прикамья. По данным городской ГИБДД, с начала года прошли 252 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере пассажироперевозок. Осмотрено 2730 автобусов. Запрещена эксплуатация 1235 технически неисправных транспортных средств, из них 240 — с неисправным рулевым управлением, тормозной системой. Выдано 165 представлений должностным лицам, работающим в автотранспортных предприятиях, а также индивидуальным предпринимателям. Привлечено к административной ответственности 215 человек.

48CEluL4hkw.jpg

Пока основная часть автобусного парка Перми — это машины, срок эксплуатации которых более пяти лет. Соотношение отечественных и зарубежных транспортных средств, обслуживающих пассажиров в городе, примерно равное.

Непрозрачные схемы

Система распределения маршрутов в Перми далека от идеала. Принятый в 2015 году Федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок» обязал муниципалитеты распределять работу на маршрутах в рамках государственной контактной системы. Согласно нормативному акту основания для проведения конкурса имеются только по тем маршрутам, на которых работают более трех перевозчиков. На деле, возможно, большая часть маршрутов в Орджоникидзевском районе контролируется одной структурой. Организаций, осуществляющих перевозки несколько: ООО «Дизель», ООО «Усадьба», ООО «Транзит», ИП «Мирзамухаметов И. М.». Но все они дислоцируются по одному адресу: ул. Менжинского, 54. Указанные контактные данные у этой четверки тоже одни и те же. В муниципальном рейтинге пассажироперевозчиков эти предприятия на нижних строчках. Зато в сводках о ДТП и отчетах о проверках и выявленных нарушениях — на лидирующих позициях. Неблагополучна ситуация и с соблюдением трудового законодательства.

— Негласно в «Дизеле», «Транзите» и «Усадьбе» существует система штрафов. За опоздание на работу, за неприбранный автобус, за выявленного безбилетного пассажира штраф с кондуктора — 500 рублей. За однократный невыход на работу водителя без уважительной причины взыскание составляет 5 тыс. рублей, — рассказывает на условиях анонимности кондуктор ООО «Дизель».

Xv4NtkssXdg.jpg

При этом, по словам сотрудницы, в платежных ведомостях администрация предприятия указывает одну сумму, а по факту выплачивает другую. В итоге ежемесячно списывается по несколько тысяч рублей у большинства работников. Сама заработная плата состоит из двух частей — это процент от выручки, выплачиваемый по окончании смены, и ежемесячная выплата, зависящая от количества отработанных часов.

В администрации Перми поясняют, что договоры с перевозчиками, которые сейчас работают на городских маршрутах, были заключены в основном в 2014-2015 годах сроком на пять лет. Определение перевозчиков проходило в соответствии с Порядком проведения конкурсов на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок, принятым депутатами Пермской городской думы. Оценивались участники конкурсов по четырем критериям: средний срок эксплуатации транспорта, количество низкопольного транспорта, экологический класс и количество транспорта, работающего на газомоторном топливе. В прошлом году изменилось федеральное законодательство. Все новые конкурсы по выбору перевозчиков, согласно № 220-ФЗ, проводятся посредством заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (№ 44-ФЗ). В данном случае закон предусматривает проведение аукционов, то есть победителем будет признан перевозчик, предложивший минимальную цену за услугу.

Требования к транспортным средствам по каждому маршруту закреплены в документе планирования регулярных перевозок города Перми. Так, в нем указано количество используемых транспортных средств на маршруте, пассажировместимость транспортных средств, минимальная доля низкозольных машин, минимальный экологический класс.

При этом у муниципалитета нет обязанности расторгнуть заключенные ранее договоры с перевозчиками. Поэтому конкурсные процедуры по новому законодательству проходят только для тех маршрутов, где заканчивается или расторгается действующий договор с перевозчиком. Так, по новому законодательству выбраны перевозчики для автобусных маршрутов № 46 и № 60. Значительная часть торгов пройдет в конце 2019-2020 годах.

Олег Хвацкий

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

На Восточном обходе Перми грузовик протаранил машину дорожных служб

На данном участке образовалась большая пробка. 

Супермодель Наташа Поли поделилась снимками из родной Перми

Звезда сфотографировалась на фоне домов Компроса.

Мэр Перми Эдуард Соснин выйдет на уборку улиц

Общегородской субботник проходит в рамках подготовки города к майским праздникам.