Движение без опасности. После участившихся ДТП с такси ужесточат правила перевозки

До конца марта в Госдуме России планируют рассмотреть закон об обязательном страховании ответственности владельцев таксомоторных компаний, агрегаторов и перевозчиков-предпринимателей. В частности, хотят обязать агрегаторов проверять наличие у автомобиля, на котором оказываются услуги по перевозке пассажиров, договора о страховании третьих лиц. А также контролировать условия труда водителей и техническое состояние транспортных средств, осуществляющих перевозки.

Наводить порядок в сфере пассажирских перевозок на такси в Пермском крае начали еще примерно пять лет назад. Таксомоторные компании обязали нанести на автомобили специальные цветографические знаки. Для ряда категорий перевозчиков была введена система патентов для осуществления деятельности. Благие намерения на старте обернулись переходом многих пермских водителей в теневой сектор. По оценкам самих участников рынка, от трети до половины занимающихся частным извозом пермяков функционируют нелегально. Как и в других сферах бизнеса, работа такси носит сезонный характер. На выходные и праздничные дни, в период дачного сезона и религиозных памятных дат приходится пик деятельности перевозчиков как в правовом поле, так и вне его.

Тревожная статистика

За последний год число ДТП с участием такси в Перми существенно по сравнению с аналогичными показателями прошлых периодов не выросло. Однако осложнилась ситуация с тяжестью последствий ЧП в этой сфере. В начале сентября прошлого года на Коммунальном мосту в Перми в массовой аварии погиб водитель, сотрудничающий с одним из агрегаторов. В середине осени перевернулась в кювет и разбилась машина такси. В результате ДТП пострадала 21-летняя девушка, находившаяся в салоне автомобиля. Уже в этом году, 7 января, в центре Перми столкнулись такси службы Uber и автомобиль Audi A4. Инцидент произошел около пяти утра на перекрестке улицы Пушкина и Комсомольского проспекта. Но настоящим очагом аварийности для такси стало шоссе Космонавтов — по пути в аэропорт регулярно происходят чрезвычайные происшествия с участием такси. Так, недавно автомобиль такси Lada Granta, двигавшийся в сторону аэропорта, недалеко от дома 238/1 на шоссе Космонавтов опрокинулся и вылетел с трассы. Как выяснилось позже, водитель не выбрал безопасную скорость движения и налетел на бордюрный камень. После этого его автомобиль отбросило на дорожное ограждение, в результате чего легковушка перевернулась.

— Причины подобных ДТП типичны. Прежде всего это несоблюдение скоростного режима, помноженное на неадекватную оценку ситуации на автомагистрали. Часто вопросы вызывает и состояние дорожного полотна. Хотя сама новая трасса соответствует ГОСТам, свои коррективы вносит погода. Дождь, снегопады, гололед требуют повышенного внимания и осторожности за рулем, соблюдения дистанции, ответственного маневрирования. В частности, в момент обгона, — говорит аварийный комиссар Сергей Кирчанов.

При этом по пути в аэропорт и обратно, помимо громких и резонансных ДТП, регулярно фиксируется масса мелких дорожных инцидентов. В таких случаях по обоюдному согласию автомобилисты без участия ГИБДД оформляют европротокол и урегулируют последствия через страховые компании. Но это актуально лишь в том случае, если технике необходим мелкий ремонт, а пострадавших людей в происшествии нет.

Страховой случай

Между тем действующая сейчас схема, когда пассажиры и водитель такси защищены только стандартным полисом ОСАГО, не отвечает реалиям времени. 5 февраля 2018 года Верховный суд РФ принял постановление, в котором говорится, что агрегаторы должны нести ответственность за причинение ущерба пассажирам в случае ДТП. Такое решение ВС вынес по итогам рассмотрения дела о взыскании с ООО «Такси «Престиж» компенсации за гибель пассажирки в аварии. При этом суд при рассмотрении дела не согласился с аргументами агрегатора, который утверждал, что является лишь диспетчерской службой, которая размещает заказ, доступ к которому имеет каждый перевозчик.

Авторы законопроекта о страховании пассажиров обращают внимание на то, что такси сегодня застрахованы только по ОСАГО. При этом максимальная страховая выплата в случае ДТП составит до 500 тысяч рублей на всех пассажиров.

— Все, на что может рассчитывать пострадавший пассажир, — компенсация по ОСАГО водителя с максимальной выплатой в 500 тысяч рублей. Пассажир автобуса, который попал в аварию, получит два миллиона, а пассажир такси — максимум 500 тысяч. Очевидная несправедливость, — отметил разработчик законопроекта об обязательном страховании пассажиров перевозчиками легкового такси, депутат Госдумы РФ Сергей Жигарев.

Сейчас прорабатывается вопрос по размеру как самой компенсации, так и размеру страховой премии. Определяются критерии по отбору страховых компаний, которые смогут предоставлять подобные виды услуг.

Еще одна новация — тотальный контроль за самими такси и их водителями. Сейчас нередко шофер в нарушение регламентов работает более восьми часов в сутки за рулем, что противоречит действующему трудовому законодательству. Планируется ужесточить мониторинг за отраслью со стороны правоохранительных и надзорных органов. На практике это означает организацию и проведение специальных рейдов по выявлению нарушений в этой сфере.

Наработанная практика

Сейчас ряд компаний, предоставляющих услуги по пассажироперевозкам на легковых автомобилях, уже страхуют своих клиентов. Правда, пока речь идет о так называемых такси премиального класса.

К примеру, партнером Wheely стал страховой дом ВСК. Страховка распространяется на всех пассажиров, а не только на человека, который вызывал такси. Как рассказал на своей странице в Facebook основатель и ключевой акционер этого сервиса перевозок Антон Чиркунов, общая сумма страховых выплат на поездку может достигать 12,5 млн рублей.

Другие онлайн-агрегаторы пассажирских перевозок, работающие на рынке Перми, также рассматривают возможность страхования жизни и здоровья пассажиров. Как это отразится на стоимости поездок, пока официально не говорится. Но по информации из источников в отрасли, можно говорить, что цены на поездку могут вырасти примерно на 12% с введением нового вида страхования.

Олег Хвацкий

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости