Школьный буллинг. Можно ли предотвратить издевательства и травлю в школах?

Пока следователи разбираются с очередным чудовищным случаем издевательства над ребенком в Перми, педагогам посоветовали внимательнее присматриваться к ученикам. В Минпросвещения разработали методические рекомендации, которые позволят распознать будущего садиста еще в начальной школе. 

В Перми правоохранители подключились к расследованию инцидента c тушением окурков о руку подростка. Проводится доследственная проверка и устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

– Подростки, совершившие это установлены. Несовершеннолетние и их родители опрошены сотрудниками полиции, – сообщили «В курсе.ру» в пресс-службе СУ СКР по Пермскому краю.

«Испытывали мужество»

Инцидент произошел днем 6 сентября.  Подростки «испытывали мужество» 12-летнего мальчика, туша об него окурки. Это издевательство было уже не первым, до этого шестиклассника после школы избивали старшие ребята. Родители пострадавшего ребенка обратились с заявлением в полицию.

Сейчас в чудовищной ситуации разбирается и департамент образования. «Лица и обстоятельства произошедшего установлены. Департаментом образования ситуация взята на особый контроль», – отметили в пресс-службе департамента образования администрации Перми.

Это далеко не первый случай детского насилия. Ранее вся страна была шокирована чудовищным инцидентом произошедшем зимой в одной из пермских школ.

«Мамочка, на нас напали!»

Нападение на четвероклассников в пермской школе № 127 произошло 15 января. В класс, где у ребят шел урок труда, ворвались двое подростков — десятиклассник и бывший ученик этой школы. Они принесли с собой ножи и принялись без разбору бить ими детей. Учительница пыталась защитить ребят как могла, она в результате пострадала сильнее всех— получила 17 ножевых ранений и попала в больницу. 

Обоих подростков задержали и провели в отношении их психиатрическую экспертизу. Одного из них эксперты признали невменяемым. Оба подростка находятся в «Бутырке». Родители одного из них пытались обжаловать меру пресечения, но суд отклонил апелляцию. Следователям юноши не смогли объяснить мотивы своего поступка.

Зачастую даже психологи расходятся во мнении, откуда в детях формируется такая жестокость. Именно поэтому учителей хотят научить искать будущих преступников еще в начальной школе.

Выявить будущих агрессоров

В Минпросвещения разработали методические рекомендации для педагогов по профилактике проблемного поведения учащихся. Педагогам посоветовали присматриваться к детям еще в начальной школе.

Так, в методичке сказано, обращать внимание не только на явные признаки (например, насилие к другим детям), но и на косвенные (постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим и имуществу). К ним относятся чрезмерное упрямство, вспыльчивость, открытое непослушание (у детей до восьми лет). Прогулы уроков, побеги из дома, попытки обмана взрослых, попрошайничество, употребление алкоголя или наркотиков (у детей в 8–9 лет). Также «тревожным звоночком» могут стать и рисунки ребенка: символы криминальных субкультур, деструктивных сообществ. Кроме того, повышенный интерес к оружию и взрывчатым веществам, а также посты в соцсетях. У подростков такое поведение можно объяснить переходным возрастом, у детей младшего возраста – подобное поведение должно настораживать.

В таком случае эксперты рекомендуют работать с учениками аккуратно, чтобы не обострить ситуацию, и, обсуждая проблемное поведение, не спровоцировать ребенка на совершение дурных поступков.

В Минпросвещения пока не пояснили, когда документ поступит в регионы. Ранее для школ разработали методичку, с помощью которой педагоги могли вычислить среди учеников агрессоров и построить с ними контакт, пишут «Известия».

В таком случае встает вопрос: «Будет ли эффективна такая методичка в школах с точки зрения психологии?».

Социальная страница ребенка – это зеркало его души

Как рассказал «Эху Перми» эксперт в области детской психологии, подобного рода подсказки для учителей, помогут выявить признаки девиантного поведения у ребенка в раннем возрасте и, возможно, предотвратить негативные последствия.

– На мой взгляд многие действия, которые предпринимаются Министерством, они намного лучше, чем, скажем так, ничего. Может абсолютного спасения от этого ждать не стоит, но все же. Стоит задуматься о том, что подростки и даже ребята доподросткового возраста уж входят в систему социальных отношений. Родители, хотя и продолжают играть важную роль в их жизни, но тот социум первичный, который они приобретают в виде учителей, одноклассников — это уже оказывает влияние на их формирование. Поэтому внимание со стороны учителей на то, что происходит с ребенком. Оно может в этом случае, неизменно привести к тому, что какие-то ранние девиации выявить и в какой-то степени немножко помочь скорректировать поведение ребенка, чтобы оно в будущем не привело к каким-то негативным последствиям, – говорит детский психолог Николай Стрелков. – Как показывает практика, на сегодняшний день социальная страница ребенка – своеобразное отражение его души. Работая с детьми, чье поведение было девиантным, всегда на страницах можно было найти достаточно явные признаки того, что что-то с ребенком не совсем так. Бывают некоторые перегибы, связанные с особенностями общения в соцсетях. Но все равно некий общий тренд, общая тенденция, она там вырисовывается. Естественно это нужно заметить, это нужно оценить и как можно раньше забить некую тревогу и обратить внимание на этого подростка.

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости