Куинджи в Пермской галерее: как охраняют полотна художника, после дерзкой кражи из Третьяковки

Дерзкое и по-своему неординарное похищение картины Архипа Куинджи из Третьяковской галереи на прошлой неделе породило множество дискуссий по поводу безопасности произведений искусства во время массовых выставок. Мы решили выяснить, как дела с безопасностью обстоят в Пермской художественной галерее.

0nmg8sDFYY0.jpg

В конце прошлой недели, 27 января, произошло весьма неординарное событие в музейно-выставочном мире страны: из Третьяковской галереи похитили картину «Ай-Петри. Крым», Архипа Куинджи. И необычно здесь не само похищение, а то, как именно оно было осуществлено.

История знает множество хитроумных планов похищений произведений искусства, над раскрытием которых ломали головы (а над некоторыми похищениями ломают до сих пор), опытные стражи порядка.

Тут можно вспомнить по-прежнему не раскрытое крупнейшее в истории США похищение 13 шедевров живописи, среди которых полотно «Концерт» Яна Вермеера стоимостью в 200 миллионов долларов. Преступление произошло 18 марта 1990 года в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Похитители прикинулись полицейскими и попросту арестовали всю охрану музея, а затем беспрепятственно вынесли произведения искусства.

21 мая 1988 года грабители проникли в музей Стеделек в Амстердаме через окно и вынесли 3 картины общей стоимостью в 100 миллионов долларов, а в феврале 2006 года, в разгар карнавала, вооруженные грабители похитили картины из музея Рио-де-Жанейро. Похитителей до сих пор не нашли, и даже не смогли в точности установить стоимость утраченных шедевров.

В апреле 1991 года дерзкое ограбление музея Ван Гога в Амстердаме совершила группа похитителей: укрывшись в музее и дождавшись ночи они натянули на лица чулки и похитили 20 полотен – шедевров мировой живописи стоимостью в 500 миллионов долларов. Правда, своей дерзостью это преступление сопоставимо только с непродуманностью – картины нашли в течение всего 35 минут после похищения.

Стоит вспомнить и неуловимого Стефана Брайтвисера, который водил за нос полицию в течение шести лет, с 1995 по 2001 год и похитил 239 шедевров из разных музеев на общую сумму 1,4 миллиарда долларов.

Однако похититель «Ай-Петри» из Третьяковской галереи пренебрег замысловатыми планами и действовал до предела просто, чем и обескуражил сотрудников галереи. Ведь похищение произошло в самый разгар рабочего дня, во время прохождения выставки Куинджи и у массы посетителей на глазах. Все попросту подумали, что сотрудник галереи меняет экспонат.

Куинджи.jpg

В Пермской художественной галерее представлено три работы Архипа Куинджи: одна из поздних работ, выполненных в реалистическом стиле, «Степь вечером», довольно ранний эскиз мастера «Лунная ночь на море» и написанный в 1870-е годы поэтический «Украинский пейзаж».

IAp33XcvXV0.jpg

Мы решили выяснить, может ли какие-то из этих картин постичь та же участь, что и «Ай-Петри» в Москве.

При посещении Пермской галереи сразу бросается в глаза рамка безопасности со специальными детекторами при входе, – мимо нее вход и выход из галереи невозможен. Также на входе стоит рослый охранник, а при нем монитор, на который выводятся изображения с многочисленных камер наблюдения за залами галереи. В самих залах, помимо камер, постоянно дежурят сотрудники галереи.

Пресс-секретарь Пермской галереи призналась, что все картины хорошо охраняются и такой дерзкий поступок, который совершил похититель в Москве, тут попросту не пройдет, – никто не перепутает постороннего человека с сотрудником галереи и не выпустит его за пределы здания. Пресс-секретарь уточнила, что все картины охраняются хорошо, в рамках выделенных на эти цели Министерством культуры Пермского края средств.

Архип Иванович Куинджи – один из самых ярких художников-живописцев 19 века, его учителем был выдающийся Иван Константиновчич Айвазовский, а среди его учеников такие выдающиеся художники, как Николай Рерих, Александр Борисов, Аркадий Рылов и другие.

Картины Куинджи высоко оценивались уже при жизни художника. Сегодня его шедевры оцениваются в десятки миллионов рублей. Например, известна рекордная сумма, выложенная за одну из картин Куинджи – это «Березовая роща», проданная с нью-йоркского аукциона за 3,1 миллиона долларов. А похищенная из Третьяковской галереи «Ай-Петри» на рынке оценивается примерно от 32,9 до 49,4 миллионов рублей. Хотя некоторые ценители искусства готовы выложить за нее гораздо большую сумму, – среди экспертов появлялись оценки и в 70 миллионов рублей. Шедевры, представленные в Перми, также высоко ценятся и могут стоить несколько десятков миллионов. Однако стоимость каждой картины зависит от очень многих факторов, прежде всего, от ее истории: если картина всю свою жизнь хранилась в запасниках галерей или экспонировалась в музеях – у нее будет одна стоимость, если же картину вдруг выставили на аукцион или похитили – стоимость сразу начнет резко расти.

На вопрос о стоимости шедевров Куинджи, экспонируемых в Перми, пресс-секретарь галереи отметила, что на этот вопрос точно никто ответить не сможет: процесс оценки картин долгий и сложный и требует созыва специальной экспертной комиссии.

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости