«Атака на терпение». Курентзис дал откровенное интервью о причинах своего отъезда из Перми

3 июля на YouTube-канале «Осторожно, Собчак!» (16+) состоялась премьера шоу, в котором худрук Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис откровенно рассказал о своей жизни и причинах его переезда из столицы края. Разговор с Ксенией Собчак пролил свет на то, действительно ли власти Прикамья пытались сделать все возможное, чтобы маэстро мог творить и развивать регион, и каковы шансы, что Теодор продолжит сотрудничать с Пермью даже после своего отъезда.

Человек-оркестр

Прежде чем перейти к обсуждению острых вопросов, Собчак показала зрителю Курентзиса с новой стороны — не секрет, что таланту этого человека нет предела, но мало кто знал, что маэстро занимается созданием собственного парфюма («Théros», «εαρ 16») и носит одежду, которая сделана на заказ исключительно для него.

— Вот мои ботинки, такие вообще Маяковский надевал, я копию делал в каком-то маленьком магазинчике в Перми. Там я беру свою обувь, она очень дешевая, дорогие вещи не надеваю.


Стоп-кадр из шоу «Осторожно, Собчак!» (16+)

Теодор отметил, что он предан своему образу с 15 лет и общепринятый «дирижерский стиль» так и не признал — фрак надевает в исключительных случаях, и практически на всех выступлениях он появляется в повседневной одежде.

— Люди, которые надевают фрак в оперных театрах, часто стоят в тапочках, потому что их не видно. Это смешно, это фейк, — улыбается маэстро.

Однако намеренно Теодор не следует эпатажному стилю, он называет это иначе — «мистерия». Объясняет Теодор такое видение просто: «Это то, что я проповедую как художник. Музыка — это и есть ритуальное искусство».


Стоп-кадр из шоу «Осторожно, Собчак!» (16+)

Говоря о деньгах, Курентзис обозначил четкую позицию – он против того, чтобы возможность посетить его выступления стоила целую зарплату, а иногда и не одну.

— То, что они продают мои билеты так дорого… Я хочу отказаться давать концерты там, где дорогие билеты — 25-30 тысяч рублей. Семьи живут на эти деньги, культура не должна быть для обеспеченных людей, она должна быть для всех.

Сжечь мосты

Вспоминая о том, как Курентзис только начинал налаживать жизнь оперы и искусства в Пермском крае, он говорит, что оркестр, симфонические программы и профессионализм артистов были на низком уровне — для них не было даже места для репетиций, чтобы можно было спокойно оттачивать композиции.


Стоп-кадр из шоу «Осторожно, Собчак!» (16+)

— Когда появился новый губернатор, у нас была острая необходимость в сцене и репетиционной базе, мы работали в каких-то средневековых условиях: репетировали в фойе, когда в зале не было выступлений, или собирались в ДК Ленина. В нем есть закрытая деревянная футбольная площадка, где бегают крысы и тараканы. Когда там было свободно, мы репетировали, все свои произведения сделали в этих стенах.

Одним из условий успешной работы маэстро было создание нового оперного театра по проекту Чипперфилда к 2021 году, но в последний момент сменился архитектор. Какая-то неизвестная компания из Санкт-Петербурга предложила свои услуги вне конкурса, а самого Курентзиса поставили перед фактом, не соблюдая субординацию, — они пригласили Владимира Кехмана, чтобы обсудить детали строительства новой сцены «Оперного».


Стоп-кадр из шоу «Осторожно, Собчак!» (16+)

— Устраивают круглый стол без меня, но там был мой директор, и у них произошла конфликтная ситуация. Потом надевается та майка «Не дайте Курентзису уехать», не знаю, что это, не мне судить. Я не хочу развалить театр, и чтобы не бросить пермскую аудиторию, потому что страдать больше всего будут наши зрители, я хотел бы продолжать делать «Дягилевский фестиваль». Но только если директором театра останется Андрей Борисов, если на его месте будет другой человек, все мосты будут… и я об этом говорил.

«Атака на терпение»

— Губернатор не смотрел ни одно мое выступление, даже ассистента не отправлял или министра культуры, хотя это главные события года в мире искусств. После приезда из Зальцбурга он начал от меня требовать ответ, почему я не нахожусь в Перми, говорил о согласовании спектаклей, спрашивал, почему не зарабатываем больше денег. Это была атака на терпение. Они устраивали проверки нашей бухгалтерии и не только. Я считаю, что это правильно, хотя мы порядочные в этом деле, но они устраивали проверки 24 раза за год.


Стоп-кадр из шоу «Осторожно, Собчак!» (16+)

Также гость Собчак рассказал, что власти Перми неблагодарно относились к нему: требовали частных выступлений, которые подрывали здоровье, и даже не говорили «спасибо» за потраченное время — просто уходили, не отправив даже секретаршу с цветочком в подтверждение признательности.

— Мне в Штутгарте сделали операцию на почках, убрали камни, поставили какой-то стент. Мне позвонили, чтобы я пришел и продирижировал «Ромео и Джульетта», потому что губернатор хотел пригласить своих друзей. Я поехал в Пермь, хотя мне врачи запрещали. После этого даже пришлось сделать вторую операцию, чтобы поменять стент. Я продирижировал, а они даже не пришли после концерта поздравить, хотя я ради них это делал. Ну, хорошо, у людей такое воспитание, — с горечью произнес Курентзис. — Моя миссия для Перми — давать образование людям, вкус, и вырастить публику не за счет количества, а качества. Пермская провинция стала державой в мировой культуре. Все главные премьеры проходили там. Мой дом в Перми, я буду продолжать жить в своей деревне. Даже если бы не построили новую сцену, но если бы я увидел старание и доверие с их стороны, я был бы готов и с крысами продолжать работать. А когда есть обещание, а потом манипулирование артистами… Этот человек больше не вызывает у меня доверия в договоренностях. Он кинет.


Стоп-кадр из шоу «Осторожно, Собчак!» (16+)

Во время подготовки к «Дягилевскому фестивалю» оказалось, что ДК Солдатова, который обещали отдать для проведения всех мероприятий, не подготовлен — Курентзису сказали, что его можно только взять в аренду на следующий сезон за свой счет. Затем все вещи из его кабинета собрали и сказали: «Это не ваше место больше!».

Взгляды Курентзиса на мир

Маэстро рассказал не только о поворотах в его карьере, но и о том, как он смотрит на мир. Все, что он думает о насилии, России и себе самом, Курентзис рассказал откровенно.

— Я против любого вида давления и насилия к любому существу, живущему на земле. Унизительно, когда у людей нет равных прав, чтобы жить в этом мире. И люди, держащие какие-то ключевые позиции, так это «расшифруют» — это и есть унижение и насилие.


Стоп-кадр из шоу «Осторожно, Собчак!» (16+)

— Русский народ — потрясающий народ. Это сложно увидеть, когда находишься в столичных городах. Я хотел бы никогда не уходить из Перми. Я не хочу жить за границей, а политический мир Запада не лучше, чем в России. Хоть убей, люблю Россию!

— В юности я был высокомерным, со странной внешностью, я должен был привыкнуть к этому — люди судили по первому впечатлению.


Стоп-кадр из шоу «Осторожно, Собчак!» (16+)

— Я не играю в игры, я искренне что-то делаю. Когда я говорю, я могу повторить это и наедине. Некоторые артисты поблагодарят всех, хотя искренне они никого «в гробу не видели».

— Мне важно, чтобы я был понят правильно, так, как я имел это в виду.

Что говорят критики

Театровед и музыкальный критик Дмитрий Ренанский за весь выпуск программы «Осторожно, Собчак!» не раз ярко выразился в адрес Курентизиса. Вот несколько фраз, которыми он смог охарактеризовать маэстро:

· «Укол адреналина в сердце» — так, как работает Курентзис, не может работать никто.


Стоп-кадр из шоу «Осторожно, Собчак!» (16+)

· Театры отказывались с ним работать, потому что понимали, что он потребует от них то, что никто никогда не требовал. Курентзис скажет: «Ваши традиции — это халтура», а они к такому челленджу не готовы.

· Там, где есть Кехман, там не может быть Курентзиса, и наоборот.

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости