«Обеспокоенные граждане» добиваются запрета французского онлайн-сервиса по поиску попутчиков.
Все чаще в СМИ мелькают слова «запретить» и «заблокировать», которые давно надоели россиянам. Последняя идея, которую активно обсуждают пользователи соцсетей, — блокировка сервиса BlaBlaCar на территории страны.
Кому и как не угодил BlaBlaCar, в чем провинились еще 229 аналогичных сервисов и какие последствия в итоге все это будет иметь для простых водителей и путешественников, разобрался «В курсе».
На днях Общероссийское объединение пассажиров направило в Госдуму заявление с требованием блокировки BlaBlaCar и еще 229 схожих сервисов на территории РФ. По заявлению общественной организации, государство не может гарантировать безопасность поездок, связанных с сервисом. Водитель или попутчик может оказаться жутким серийным убийцей, да и поручиться за то, что перед поездкой пройден техосмотр, никто не может.
Первый гром над BlaBlaCar грянул еще в 2017 году — сервис был запрещен на территории Краснодарского края по решению районного суда. Однако вскоре оно было отменено краевым судом после вмешательства юристов компании.
Спустя год, в 2018, стало известно о случаях, когда водителей в момент поездки с пассажирами останавливали сотрудники полиции и вменяли им «незаконную предпринимательскую деятельность». Поводом стал новый иск, поданный астраханской компанией «Транс Лайн», к которому вскоре присоединились и другие перевозчики.
Скриншот из иска по КАС РФ / Октябрь 2018
Новые общественные волнения вызвал последний прецедент. 24 июня 2019 стало известно, что московский арбитражный суд принял к рассмотрению иск, поданный «Транс Лайн». Предварительное слушание назначено на 1 августа текущего года.
Карпулинг (или райдшеринг) — это уже не автостоп, когда водитель «подкидывает» путешественника по пути следования бесплатно, но и не коммерция, ведь пассажир просто оплачивает часть путевых расходов. Работает это аналогично каучсёрфингу, когда путешественники ищут возможность бесплатного проживания в гостях, но оплачивают верификацию своего аккаунта на сайте. В сводах закона термина «карпулинг» нет, и именно по этой причине начинаются недопонимания и разногласия. Об этом в интервью говорила и директор BlaBlaCar в России Ирина Райдер. Она неоднократно подчеркивала важность «узаконивания» термина, что позволило бы решить проблемы и прийти к компромиссу.
Аналогичного мнения придерживается директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, который считает карпулинг «некоммерческим использованием личных автомобилей».
Необходимо развести понятия коммерческой и некоммерческой деятельности и законодательно определить термин «карпулинг», что разрешило бы многие вопросы, касающиеся сервиса.
Можно ли говорить о тенденции к монополизации рынка в сфере пассажирских перевозок? Можно было бы, являйся BlaBlaCar хотя бы «нелегалом», малый бизнес которого задушили компании-гиганты. Но французский онлайн-сервис — всего лишь посредник между водителем, который хочет сэкономить на топливе, и пассажиром, которому не по карману РЖД билет в купе Пермь — Ростов-на-Дону за 5-6 тысяч в одну сторону.
Прекратит ли сервис свою деятельность на территории России — пока неизвестно. Но мы по-прежнему остаемся первой и единственной страной (среди двадцати двух, на территории которых функционирует BlaBlaCar), столкнувшейся с вопросом крохоборства относительно упущенной прибыли по вине бесплатного мобильного приложения.
Однако, по словам руководителя BlaBlaCar в России, СМИ неверно истолковали заявление председателя «Общероссийского объединения пассажиров» Ильи Зотова.
“Официальная позиция Зотова следующая: «В отношении ресурсов, которые выполняют законодательство, блокировка недопустима!». BlaBlaCar полностью поддерживает такую позицию. Мы строго соблюдаем законодательство РФ и поддерживаем все законодательные инициативы, направленные на совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих повышение безопасности пассажирских перевозок”, — сообщила Ирина Рейдер.