В Перми рассказали историю происхождения коллекции «деревянных богов»

Хранитель пермских деревянных богов, искусствовед Евгения Шабурова рассказала об уникальной коллекции церковной скульптуры, ставшей настоящим символом Пермского края, известным далеко за его пределами.

Спаситель пермских богов

Строго говоря, пермские деревянные боги — явление не уникальное. Церковные скульптуры были распространены почти на всей территории России, и сегодня их можно встретить в музеях и на Вологодчине, и в Иркутске. Где-то они появились в виде заимствования западной, византийской традиции, а где-то стали естественным продолжением языческих культов с их деревянными идолами и бабами. Но настоящим культурным брендом стали только пермские деревянные боги. Им просто повезло больше, чем другим: после революции, в годы гонений на церковь, в Прикамье нашелся человек, который не просто спас скульптуры от уничтожения большевиками, но и провёл огромную исследовательскую работу, собрал истории и легенды пермских богов. Его звали Николай Серебренников. 

Сегодня в коллекции Пермской государственной художественной галереи более 500 таких скульптур, из которых «видели свет» (выставлялись) не больше половины. Большая часть была найдена в Верхнекамье — в Чердыни, Соликамске, Коми-округе. Серебренников вез их из северной глуши в огромных коробах на полозьях. Добывать их нередко приходилось с риском для жизни: никто не хотел расставаться с намоленными скульптурами. А если отдавали без боя, то провожали с почестями, как в последний путь.

Деревянные путешественники

К своим деревянным богам пермяки относились, как к живым. Вот Никола Можайский, самый любимый святой в России, в одной его руке меч, а в другой храм. Изображение вполне себе каноническое, если не считать одной маленькой детали: модные остроносые туфли на ногах. (Кто этот человек и где работает? Не могу понять и в тексте не сказано, плохо проверяли на вычитке) Евгения Шабурова рассказала, что на ноги статуе надевали калоши, которые меняли раз в год. Старожилы уверяли: каждую ночь деревянный святой обходит деревню дозором, и потому калоши снашиваются.

А одна старушка на вопрос: «Чего Никола по ночам ходит?» отвечала просто: «Йисти хочет». В храме, и то правда, есть нечего. Некоторых деревянных «путешественников» приходилось даже запирать: рассказывают легенды о том, что, когда скульптуру перевозили в другой храм, в соседнюю деревню, она ночью могла вернуться домой. А вот «Христос в темнице». Темница — одно название, это скорее светёлка: застеклённая, украшена редкого мастерства резьбой. На выставке в галерее Христос сидит лишь в повязке на чреслах, а в храме его переодевали к каждому празднику в самое дорогое платье, в «темнице» зажигали лампаду, чтоб Спасителю было светло и тепло. Но на ночь всё равно на всякий случай запирали.

Медицинские загадки

Возможно, не только религиозным экстазом можно объяснить такое трепетное отношение к деревянным богам. Они и впрямь, как живые, это чувствуется в неуловимых деталях, указывающих на то, что лучшие из них скульптор вырезал, взяв за образец знакомого ему человека. Особенно это видно по лицам: высокие скулы и характерный разрез глаз, большие натруженные руки выдают в Спасителях, ангелах и святых простых зырян, манси, коми и татар. Есть несколько скульптур, изображающих Христа, прижавшего левую руку к груди, правой прикрывая лицо. 

Искусствоведы по сей день спорят о том, что значит эта поза: может быть, он прикрывается от удара? Но есть и бесхитростное, деревенское объяснение: на вопрос Серебренникова одна бабка ответила, что левой рукой Иисус прикрывает муху, которую стражники спутали с раной на его груди, и потому не стали тыкать его копьём. Есть и необычные лики: вот девять ангелов, «Небесное воинство», настоящая загадка для искусствоведа: на головах у них парики петровской эпохи, туники перепоясаны портупеями. Глаза навыкате, скошенные затылки — все признаки синдрома Дауна и базедовой болезни.

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости