Пешеходная революция: пермяки предложили сделать из подземных переходов культурные пространства

Прогулки по подземным переходам в Перми сродни квестам — страшно, хотя и знаешь, что там ничего такого нет. Конструкция, которая должна помогать пермякам, еще с лихих 90-х ассоциируется либо с ларечниками, либо с бездомными и пьяницами.

«У меня такие эмоции еще с детства — я лучше правила нарушу и перебегу дорогу, чем спущусь ночью в подземный переход», — говорит главный редактор «Эха Перми» Роман Попов.

После пермской «ночи длинных ковшей» из пермских подземных переходов исчезли все ларьки, и они стали серыми и безлюдными. На днях в мэрии Перми рассказали, что хотят отремонтировать переходы и даже приступили к их обновлению. Правда, вся модернизация заключается в покрытии серой краской мраморных плит — по крайней мере, так произошло с подземным переходом возле Центрального рынка. Сейчас рабочих можно встретить также на Уральской, на Старцева и на Уинской. Чиновники обещают, что уже к Новому году пермяки смогут ходить по обновленным и якобы безопасным переходам.

Переход2.jpg

Однако пермяки неоднозначно восприняли такую инициативу городской администрации.

Закрасить мрамор, чтобы было аккуратненько — это в духе нынешнего благоустройства», — пишет у себя в социальных сетях общественник Денис Галицкий.

Его пост быстро превратился в книгу жалоб, где предлагали «нажать на кнопку отмены», называли многомиллионный ремонт «вандализмом».

Вандализм или минимализм? Стоит ли сохранять советскую плитку в переходах или же на стенах стоит устроить выставку работ пермских художников и граффитистов? И можно ли использовать подземные переходы Перми в качестве арт-пространства? На эти вопросы в интервью «В курсе.ру» ответили эксперты из сферы искусства и урбанистки.

ЗА ПИРОЖКОМ И ГАЗЕТКОЙ

Интервью с Денисом Галицким, пермский активист

В первую очередь «В курсе.ру» связался с Денисом Галицким. Когда-то он боролся за право вернуть городу в собственность торговые площади над переходом возле Центрального рынка. Сейчас его мнение не изменилось — полностью избавиться от подземки нельзя, но в нынешнем виде ее оставлять также не следует.

— Если уж переход есть, то его надо ремонтировать. Рынок — очень загруженное место и там сделать наземный переход со светофором невозможно, я думаю. Я даже считаю, что там зря убрали торговые палатки. Сделать бы поцивилизованнее все, устроить нормальные выходы. Там нужно безопасно ходить, ну максимум покупать пирожок по пути или газетку, — делится с порталом Галицкий.

Переход4.jpg

Общественник добавил, что сам боится спускаться в некоторые переходы. Они пустые, темные. Те же серые стены можно использовать с большим функционалом. Галицкий предложил варианты с фотогалереей архивных снимков Перми или восстановить рабицу Жунева. Главное, сохранить главную функцию подземки — безопасный переход автодороги.

Галицкий также с ностальгией вспомнил о своей поездке в Баку, где, по его словам, в подземные переходы чуть ли не экскурсии водят:
— Много есть примеров. В Москве, например. Там можно найти пустые и красивые. А в Баку, например, я видел такие переходы, которые больше дворцы напоминают. Только непонятно, зачем такое, — поделился воспоминаниями с порталом Галицкий.

А В ПЕРЕХОДЕ МУЗЫКА ИГРАЛА

Интервью с Олегом Мясниковым, уличным музыкантом

Уличный музыкант Олег Мясников часто выступает организатором различных фестивалей и выступлений музыкантов в городе. Площадки использует разные и за годы работы уже понял, где идеальные места для концертов. Подземные переходы как раз из таких — ни снега, ни дождя и зрители всегда есть.

— Для нас это интересно. Но предложение должно поступать снизу. Но пермские музыканты очень инертные. Они привыкли, что власть предлагает им площадки и мероприятия, — делится с порталом музыкант. — Показательным стал проект набережной. Лишь малая часть музыкантов пошла подавать заявки в агентство социокультурных проектов. Большая же часть возмущалась: мол, нам что, секретарей своих заводить, мы свободные музыканты и играем там, где хотим и то, что хотим.

Еще одной проблемой для музыкантов может стать «правовая дыра». То есть, чтобы музыканты не превращались в знаменитого Серегу из перехода на Перми-2, нужна специальная аппаратура, небольшая площадка ну и, конечно, защита от полиции. «Иначе любой патруль свернет игру. Да и всегда найдется тот, кто пожалуется на шум в переходе».

«В курсе.ру» опросил пермяков разных возрастов, чтобы узнать их отношение к возможным концертам в переходах. 90% опрошенных заявили, что не против появления музыкантов.

Тут стоит вспомнить пример Москвы, где решили не выгонять музыкантов из подземки, а, наоборот, облагородить для них культурные пространства. Специальные площадки появились на выходах из метро в столице.

ЗАКОПАТЬ И ДЕЛО С КОНЦОМ

Интервью с Александром Синявским

Вообще первые подземки начали появляться в СССР только в ХХ веке. Они стали ответом на увеличение числа машин в городе. Переходы под землей тогда казались безопасными, да и в отличие от надземных не портили облик городов. Сейчас же люди задумались и о собственном удобстве.

Переход3.jpg

Глава пермского отделения городских проектов Александр Синявский давно занимается вопросами урбанистики. В интервью «В курсе.ру» он рассказал, что углубление в эту тему привело его к единственно верному решению — лучше все сровнять с землей, как это делают во многих развитых городах, например, в Лондоне и Париже. И у специалиста есть ряд весомых аргументов.

— В городской части переходы не нужны. Даже на Центральном рынке можно найти другие меры для обеспечения безопасного движения. А подземные переходы затрудняют доступность тем же маломобильным гражданам. А к тому же, там рядом автовокзал, и многим приходится тащиться с сумками по этим лестницам и страшным переходам. Как минимум удлиняется путь, но плюсом усложняется подъем и спуск, — объясняет Синявский.

ТВОРЧЕСТВУ ПЕРЕХОДА НЕТ

Ответ мэрии Перми

Обсудив несколько вариантов развития подземных переходов в Перми, «В курсе.ру» обратился с вопросами к мэрии. Нам объяснили, что текущий ремонт четырех из шести переходов города везде разный. Где-то нужно стены подкрасить и перила заменить, а где-то нужно стены выравнивать.
Но на главный вопрос «возможно ли в перспективе проведение выставок и концертов в переходах?» ответ был однозначный.

— Подземные пешеходные переходы являются частью дорожной инфраструктуры, обеспечивают, в первую очередь, безопасность движения пешеходов в местах пересечения пешеходных потоков и транспортных магистралей, — рассказали в администрации Перми.

Серые стены под Центральным рынком некоторые пользователи соцсетей приняли как основу для будущих граффити. Мол, проведут конкурс, выберут лучших и станут переходы красивее. Но и здесь ответ властей был однозначным: «В настоящее время таких планов нет».

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Поделиться:

Последние новости