«Кругом мясо и кровь». Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу Перми — Boeing 737

Фото: архив Аркадия Константинова

14 сентября 2008 года в 5 часов 9 минут 25 секунд утра в 11 км от аэропорта Большое Савино рухнул пассажирский самолет Boeing 737. Все 88 человек, находившихся на борту, погибли. «В курсе.ру» вспоминает детали самой страшной авиакатастрофы Перми.

Роковой рейс

Лайнер компании «Аэрофлот Норд» вылетел из Московского Шереметьево во втором часу ночи. Полет занимал чуть больше двух часов.

Руководил полетом 34-летний командир Родион Медведев. Вторым пилотом был 43-летний Рустем Алабердин. У обоих тысячи налетанных часов.

Согласно официальным данным следствия, первые 1,5 часа в воздухе прошли без проблем. Первые сигналы появились, когда самолет начал готовится к посадке в пермском аэропорту.

По воспоминаниям диспетчера, рейс 821 должен был зайти с запада, повернуть направо и приземлиться на 21 посадочную полосу. Только на земле пришлось перенаправить самолет, чтобы освободить эту полосу для взлета другого судна.

Роковому рейсу пришлось ждать разрешение на посадку.

Экипаж получил распоряжение снизиться до 600 метров и развернуться, но в этот момент что-то пошло не так.

По официальной версии, Boeing 737 начал неправильный заход на посадку и диспетчер дал указание заходить на второй круг. Но вместо того, чтобы выполнять действия по плану, самолет начал крениться влево, отклонился от курса. Через несколько минут лайнер рухнул в районе улицы Самолетная на железные пути.

Те, кто был там

Как и принято в таких катастрофах, уже через несколько минут на месте трагедии работали все экстренные службы Перми. Одним из тех, кто первым оказался там, был журналист краевой газеты «Звезда» Аркадий Константинов. Он 10 лет хранил молчание о тех событиях и только «В курсе.ру» удалось получить его уникальные кадры обломков Boeing, окровавленные ремни безопасности и личные вещи тех, кто больше никогда не придет домой.

Фото: архив Аркадия Константинова

Первые месяцы, пока шло следствие, никаких точных данных не было. Родственники погибших собрались в краевом Доме Культуры. Там организовали штаб.

Люди на белых листах искали знакомые фамилии. Даже писали от руки свои, то есть тех, кто должен был быть там.

А в это время среди раскуроченного железа и остатков тел работали сотрудники аэропорта Больше Савино. Инженер-авиатехник Андрей Еремин в тот день должен был заступить на утреннюю смену. Катастрофа случилась в 5 утра, а он пришел к восьми. Поэтому к месту крушения отправились его коллеги. Но «В курсе.ру» специалист рассказал, что творилось тогда.

Фото: архив Аркадия Константинова

— Впервые часы взяли добровольцев с аэропорта, кто работал в ночную смену. Нужно было обломки собирать. Ребята потом рассказывали, что там мясо кругом и кровь. Эти останки потом привезли к нам аэропорт. Сложили на дальней стоянке (речь об обломках самолета — прим.ред.), — делится воспоминаниями с порталом Еремин.

Обломки, кстати, собирали много дней. Даже «черный ящик» был смят настолько, что его пришлось отправлять во Францию. Целых деталей практически не было.

По воспоминаниям корреспондента «В курсе.ру» Ларисы Колчановой, которая в то время тесно работала со следственными органами, самое страшное было под кусками железа.

Фото: архив Аркадия Константинова

— Ни одного фрагмента тела более или менее большого не нашли. Только фрагменты. Руки, ноги и то частями, — рассказала Колчанова.

Поломка, ошибка пилотов или алкоголь?

В нашумевшем документальном фильме National Geographic о трагедии Перми «Смертельные границы» (16+) специалисты подробно разобрали все возможные версии случившегося.

Всего их три — поломка самого Boeing 737, непрофессионализм пилотов и даже алкогольное опьянение командира рейса.

Почти четыре года шло расследование. В 2012 году комиссия пришла к выводу, что виновных в трагедии, кроме самого командира судна Родиона Медведева, нет.

Установлено, что диспетчеры пермского аэропорта Большое Савино допустили несколько незначительных отклонений в технологии радиообмена с экипажем. Но эти ошибки не были фатальными.

Погода тоже не сыграла трагичную роль. В тот день видимость была на 10 км. Шел слабый дождь, который ничуть не мешали экипажу совершить нормальную посадку.

Даже при разбалансировке двигателей на 20 %, которая по официальным данным, была в том полете, позволяла посадить самолет без таких жертв.

Не хватило лишь опытности пилота, который лишь недавно пересел на Boeing 737. До этого, согласно предоставленным данным «Аэрофлота» Медведев летал на Ту-154.
Похоже, что роковыми для самолета оказались ошибки, допущенные Медведевым при заходе лайнера на посадку.

Согласно заключению авиационно-технической экспертизы, причиной катастрофы «Боинга» послужила потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна Медведевым.

На него завели уголовное дело по часть 3 статьи 286 УК РФ, но в связи со смертью командира, дело закрыли.

Однако авиатехник Андрей Еремин уверен, что нельзя всю вину бросать на пилотов.

— Если мы посмотрим на карту, то увидим что рядом много жилых территорий. У нас самолеты заходят в Пермь со стороны Ленинского района, Кондратово рядом. Боже мой, ребята! Это были бы тысячи жертв. И вопрос в том, как получилось так, что самолет рухнул туда, где никто кроме них не пострадал? А может они герои? — делится с «В курсе.ру» Еремин.

Память в камне

Со дня трагедии прошло 13 лет. В Перми многие помнят тот страшный день, унесших жизни 88 человек. То место, где долгие месяцы чернела трава и лежали мелкие осколки большого самолета, уже и не найти.

Фото: «В курсе.ру»

Но на Северном кладбище в зоне почетных граждан установлен монумент павшим. Серые однотипные могилы выстроены в ряд. На каждом выгравированы последние слова близких, которые они никогда не смогут сказать пассажирам Boeing 737.

Фото: «В курсе.ру»

А завершает композицию небольшая ротонда с белыми птицами. Как символ полета, который никогда не закончится.

Алена Честикова
Обозреватель

Поделиться:

Последние новости