spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

«Попробуй пермское»: иностранцу показали, где живут гуртом

Руссон и Глафира продолжают пробовать пермское. Сегодня они у гостеприимных удмуртов в селе Большой Гондыр.

Здесь живут всем гуртом — ведь «гурт» и есть деревня по-удмуртски. Даже кашу они едят все вместе — из одного котла, правда, по праздникам. В косы девушкам вплетают серебряные монеты. А надевая новую одежду, обязательно дадут себя ущипнуть.

Буйские (по названию реки) удмурты живут на территории Пермского края с XVII века. В Куединском районе расположены компактно десять удмуртских деревень, которые сохранили традиции предков. Их уникальность в том, что они избежали как христианизации, так и исламизации. Они являются приверженцами древней веры, которая своеобразна и интересна.

Фото: «В курсе.ру»

Например, здесь почитают верховного бога, его имя — Инмар. Ему посвящены самые большие моления. У него есть помощник — Кылчын, он отвечает за посевы. Удмурты верили, что каждое утро он посещает дом и смотрит, как хозяйка прибрала.

Есть и богини: мать Солнца, мать Грома, мать Луны. У каждой природной стихии — воды, леса, поля — есть свой божественный покровитель. Есть и злой дух — Керемет. В общей сложности удмурты знают и поминают сорок своих богов.

От веры зависят и быт, и праздники народа. В удмуртском селе Большой Гондыр, например, совершаются особые моления в священных рощах. Самый распространенный праздник — «Тол вӧсь», что в переводе с удмуртского означает «зимнее моление».

Фото: «В курсе.ру»

Своеобразен и удмуртский национальный костюм. Особенно сложными и красочными выглядят женские наряды. Основа костюма — рубахи-платья «дерем» из полосатой пестряди; с фартуками ашшет и однотонными безрукавками — камзолами. Для изготовления женских рубах использовались разнообразные узорные ткани: сарапинка — в мелкую двухцветную клетку, шакмако — в крупную цветную клетку, арзя — с чередующимися двухцветными нитями, буй — в полоску.

И здесь снова участвуют древние верования. Примеряя новую одежду, нарочно говорят «от противного»: «Чтобы она через три дня износилась». Новое платье также нельзя надевать нестираным. Пропуская одежду в первый раз через голову, произносили: «Остэ, Ипмаре…» («Господи, Боже…»). «Копя вурыз?» («Сколько швов?») — спрашивали у человека, надевшего новый наряд, и в зависимости от ответа столько же раз щипали его.

Фото: «В курсе.ру»

Каждый удмурт считает своей обязанностью в праздник надеть традиционный костюм — тот самый, который достался ему от предков. А женщины носят многочисленные серебряные украшения, которые передавались из поколения в поколение, сохранились от бабушек и прабабушек. Серебряные монеты вплетают даже в косу.

Удмурты любят родной язык, охотно и часто поют свои песни. Знаменитые «Бурановские бабушки» перепели по-удмуртски популярные хиты мировой эстрады. В каждой удмуртской деревне Пермского края есть свой фольклорный коллектив. Попробовать удмуртское приезжайте в Большой Гондыр! Вас встретят гостеприимные и добросердечные люди!

Что узнали Руссон и Глафира об удмуртской культуре, смотрите здесь.

Проект создан при поддержке Института развития Интернета (АНО «ИРИ») в рамках реализации нацпроекта «Культура».

Подписывайтесь на наш канал в мессенджере MAX «В курсе.ру | Новости Перми»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

За год спасатели Прикамья спасли более ста человек

За свою работу краевая служба спасения была удостоена благодарности Президента России

На улице Белинского в Перми возобновится движение общественного транспорта

Трамвайный маршрут №8 и выделенная полоса для автобусов вернутся на привычные пути

Снежный покров в Перми превысил 50 сантиметров впервые за девять лет

Необычно интенсивные снегопады привели к быстрому накоплению снега в городе за декабрь

Свыше 16 тысяч свай заложено в основание кампуса «Будущее Пармы» в Перми

В Камской долине подвели итоги строительных работ за 2025 год