spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

«Попробуй пермское»: иностранцу показали, где живут гуртом

Руссон и Глафира продолжают пробовать пермское. Сегодня они у гостеприимных удмуртов в селе Большой Гондыр.

Здесь живут всем гуртом — ведь «гурт» и есть деревня по-удмуртски. Даже кашу они едят все вместе — из одного котла, правда, по праздникам. В косы девушкам вплетают серебряные монеты. А надевая новую одежду, обязательно дадут себя ущипнуть.

Буйские (по названию реки) удмурты живут на территории Пермского края с XVII века. В Куединском районе расположены компактно десять удмуртских деревень, которые сохранили традиции предков. Их уникальность в том, что они избежали как христианизации, так и исламизации. Они являются приверженцами древней веры, которая своеобразна и интересна.

Фото: «В курсе.ру»

Например, здесь почитают верховного бога, его имя — Инмар. Ему посвящены самые большие моления. У него есть помощник — Кылчын, он отвечает за посевы. Удмурты верили, что каждое утро он посещает дом и смотрит, как хозяйка прибрала.

Есть и богини: мать Солнца, мать Грома, мать Луны. У каждой природной стихии — воды, леса, поля — есть свой божественный покровитель. Есть и злой дух — Керемет. В общей сложности удмурты знают и поминают сорок своих богов.

От веры зависят и быт, и праздники народа. В удмуртском селе Большой Гондыр, например, совершаются особые моления в священных рощах. Самый распространенный праздник — «Тол вӧсь», что в переводе с удмуртского означает «зимнее моление».

Фото: «В курсе.ру»

Своеобразен и удмуртский национальный костюм. Особенно сложными и красочными выглядят женские наряды. Основа костюма — рубахи-платья «дерем» из полосатой пестряди; с фартуками ашшет и однотонными безрукавками — камзолами. Для изготовления женских рубах использовались разнообразные узорные ткани: сарапинка — в мелкую двухцветную клетку, шакмако — в крупную цветную клетку, арзя — с чередующимися двухцветными нитями, буй — в полоску.

И здесь снова участвуют древние верования. Примеряя новую одежду, нарочно говорят «от противного»: «Чтобы она через три дня износилась». Новое платье также нельзя надевать нестираным. Пропуская одежду в первый раз через голову, произносили: «Остэ, Ипмаре…» («Господи, Боже…»). «Копя вурыз?» («Сколько швов?») — спрашивали у человека, надевшего новый наряд, и в зависимости от ответа столько же раз щипали его.

Фото: «В курсе.ру»

Каждый удмурт считает своей обязанностью в праздник надеть традиционный костюм — тот самый, который достался ему от предков. А женщины носят многочисленные серебряные украшения, которые передавались из поколения в поколение, сохранились от бабушек и прабабушек. Серебряные монеты вплетают даже в косу.

Удмурты любят родной язык, охотно и часто поют свои песни. Знаменитые «Бурановские бабушки» перепели по-удмуртски популярные хиты мировой эстрады. В каждой удмуртской деревне Пермского края есть свой фольклорный коллектив. Попробовать удмуртское приезжайте в Большой Гондыр! Вас встретят гостеприимные и добросердечные люди!

Что узнали Руссон и Глафира об удмуртской культуре, смотрите здесь.

Проект создан при поддержке Института развития Интернета (АНО «ИРИ») в рамках реализации нацпроекта «Культура».

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости