spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

В селе Платошино Пермского края на Аллее Славы открыли стенд, посвященный «Боевым курам Сталина»

Стенд установила администрация Пермского округа еще несколько лет назад. В основе его создания лежит история, дошедшая до нас через десятилетия.

Авторами «монументального» труда (только истории) стали известные пермские журналисты — Игорь Гиндис, Юрий Данилов и оператор Михаил Турбовский. Именно они не спали ночами, копались в источниках, собирая по крупицам факты о простом сельском учителе из села Платошино — Иване Кынкурогове, которому принадлежит гениальная идея по использованию домашних кур в качестве самоходных мин. Существовало ли изобретение на самом деле и причем здесь маршал Советского Союза Клим Ворошилов, разбирался портал «В курсе.ру».

Платошинский «кулибин» убеждает маршала СССР изучить свое изобретение

Эта «невыдуманная» история берет свое начало в 30-е годы прошлого века, когда Рабоче-Крестьянская Красная Армия искала новые методы ведения боевых действий. В информационно-статистическом управлении РККА существовал целый отдел, занимавшийся изучением писем от советских граждан.

Управление напрямую подчинялось наркомату обороны, поэтому Ворошилов был в курсе всех интересных и необычных изобретений советских «кулибиных».

Нашего героя звали Иван Степанович, и фамилия была у него под стать его же изобретениям — Кынкурогов, что с языка коми означает «замерзшая курица». Иван Степанович был на редкость разносторонним человеком: он работал школьным учителем, организовывал детские кружки, а свободное от основной работы время посвящал изобретательству.

Кынкурогову пришла гениальная идея, которая заключается в применении домашних кур в качестве самоходных мин. Он надрессировал кур так, что они могли по команде встать, сесть и даже пробежать полкилометра с прикрепленным грузом весом около фунта (450 грамм). Письмо с результатами своих трудов Кынкурогов отправил руководству РККА. Поначалу содержание письма вызвало у военных специалистов отторжение, поскольку куры глупы, а значит, не справятся с возложенной на них миссией.

С другой стороны, были известны случаи, когда самоходные мины испытывали на собаках, и результаты были высокими. Минус «песьего» проекта в том, что собаку надо долго растить и воспитывать, а у молодого советского государства нет на это времени — угроза территориальной целостности может проявиться в любой момент.

Вспомнив про успешное функционирование голубиной почты и применение птиц для фотосъемки вражеских позиций, маршал Клим Ворошилов поручил рассмотреть и изучить изобретение платошинского «кулибина».

В кратчайшие сроки в Прикамье отправили команду военных под руководством научного сотрудника Максима Адриановича Вебера. Командированные встретились с изобретателем, и он продемонстрировал свои (т. е. «куриные достижения»). Действительно, куры могли пробежать пару сотен метров к кормушке с зерном с прикрепленными к спине увесистыми мешочками, но только с голоду.

Однако ни сесть, ни встать, ни издать пронзительного куриного возгласа (мол, готовы к атаке) птицы не могли. Когда это выяснилось, Кынкурогова готовы были отдать под суд, но здравый смысл одержал вверх и творческий потенциал изобретателя решили использовать во благо родины, назначив консультантом.

«Колхозные» испытания

Опытную станцию для научных изысканий разбили на базе местного колхоза имени 3-го сентября — естественно в обстановке повышенной секретности. Сельхозартели дали имя «Муравейник». Именно под этим названием испытательный центр существовал в течение двух лет.

Артель «Муравейник», он же — опытная станция №44-02-бис, август 1935 года. Фото: «Альтернативная история»

В ходе своего многолетнего исследования участники пытались преодолеть целый «стог» неразрешимых проблем. Во-первых, русские куры и петухи были непригодны для переноса взрывчатки, поскольку одни — обладали низким ростом и весом, другие — имели вздорный характер и никак не поддавались дрессировке. Пришлось скрестить русских кур с другими породами и полученный гибрид стали использовать в дальнейшем.

Курица и петух улучшенной русской породы. Фото: «Альтернативная история»

Вторым барьером, который предстояло преодолеть экспериментаторам, стало определение возможного веса боеприпаса для переноса тренированной курицей. На цыпочек вешали мощные взрывные устройства и отправляли на точку детонации. Выяснилось, что куриные гибриды хоть и обладали большой мышечной массой, но при этом отличались низкой скоростью передвижения. Было принято решение использовать для снаряжения тротиловые шашки весом 75 грамм.

В-третьих, исследователи искали оптимальное место для крепления заряда. Вариант с креплением на спине отпал, поскольку курица, вероятно, полагала, что ее топчет петух — она садилась на землю, закатывала глаза и ждала начала полового акта. В итоге заряд стали размещать между лонных костей, в задней части птицы.

Тем не менее куриный вестибулярный аппарат не предрасположен к таким нагрузкам, поэтому для его тренировки груз подвешивали перед вечерним загоном в курятник. Как пишут исследователи в своих мемуарах, сперва курицы падали с насеста, но за 3-4 дня привыкли.

Большой проблемой было разработать специальную сбруйку для кур-«камикадзе» и малогабаритные взрыватели. Проявив недюжинные усилия, исследователи справились и с этой задачей.

Крепление на птичьем носителе взрывного заряда с взрывателем МУВ. Фото: «Альтернативная история»

После всех мытарств со снаряжением пернатых начались тренировки. Они выглядели так: по полигону расставляли манекены, у их ног устанавливали закрытые емкости с зерном, которые открывались только после нескольких ударов клювов по специальной лопатке, закрепленной на ногах безмолвных чучел. По сигналу свистка курицы бежали к местам питания. В теории, курсирующие по полю боя птицы скапливались возле наступающих солдат противника, затрудняя их передвижение, а затем срабатывала носимая взрывчатка. Визитной карточкой авторов проекта была атака «лавой», схожей с действиями средневековой кавалерии. «Куриные батальоны» врывались в сомкнутые ряды противника, детонировали, сея ужас и панику в толпе врагов СССР.

Развязка: первые жертвы, аресты и смерть проекта

Наступил кровавый 1937 год. Все военные исследования на территории РСФСР подверглись тщательным проверкам. Большинство из них признаны разбазариванием народных средств, гражданские и военные специалисты подверглись жутким репрессиям. К сожалению, сельхозартель «Муравейник» не миновала печальная участь. Из Москвы в Платошино прибыла рабочая комиссия, состоящая из представителей РККА. Напрасно изобретатели убеждали их, что куры могут активно действовать только с приближением лета, а реальные результаты появятся не раньше 1938 года, но тщетно. Комиссия потребовала предоставить результаты многолетнего труда здесь и сейчас.

Попытка продемонстрировать свой коронный прием — «атаку лавой» — окончилась весьма плачевно. Для того чтобы приблизить условия испытаний к боевым, на полигоне заложили десятки взрывпакетов. Как только устройства сдетонировали, часть кур стала метаться по полигону, а часть вернулась в свои клетки, где и сработали взрывные устройства. В результате подрыва погиб красноармеец Льюров Б. Д., стоящий в оцеплении, а также двое гражданских. По иронии судьбы, среди них оказалась колхозница по фамилии Клушина.

Это было эпичное фиаско. В итоге работы свернули, военных отозвали в Москву, на кураторов проекта завели уголовные дела по статье «Измена родине», а изобретателя Ивана Кынкурогова под конвоем увезли в столицу. Артель «Муравейник» вновь перевели в состав колхоза имени 3-го сентября.

А были ли «Боевые куры Сталина» на самом деле?

На самом деле, описанная выше история, продукт творчества трех талантливых людей — Игоря Гиндиса, Юрия Данилова и Михаила Турбовского. В начале 2000-х годов они придумали эту захватывающую историю в жанре мокьюментари (псевдодокументалистика). Основой послужил эпизод со свадьбы их общих знакомых — молодожены в шутку поехали возлагать цветы к скульптуре курицы у птицефабрики «Калининская».

Затем история обросла новыми подробностями и была записана и опубликована Даниловым на несуществующем ныне сайте под заголовком: «Боевые куры Сталина».

Она многократно кочевала по разным сайтам и форумам, вызывала бурные дискуссии и споры. По прошествии двадцати лет про нее все, конечно, забыли.

Реанимировала эту историю общая подруга трех наших пермских креаторов — Наталья Аксентьева, которая пару дней назад разбирала старые фото с осенней прогулки по селу Платошино и увидела метровый стенд с названием «Куры-бомбы». Залившись безудержным смехом, Наталья поделилась фотографиями стенда, за что ей большое человеческое спасибо.

Заместитель главы Пермского округа Алексей Норицин прокомментировал «В курсе.ру» ситуацию с установкой стенда так:

— Не так важно, была ли история на самом деле, как то, нравится ли она жителям и гостям округа. Поэтому стенд с прекрасной историей и существует.

Фото: Наталья Аксентьева

Кстати, стенд установлен в Аллее Славы Платошино. Неподалеку от него размещены стенды с историей села, выпускниками рокового 1941 года и Героем Советского Союза.

 

 

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Поделиться:

Последние новости