Заведующая реставрационными мастерскими Пермского краеведческого музея открыла секреты своей работы.
Наверное, каждый человек в своей жизни хотя бы раз был в музее. Красивые, старинные экспонаты расставлены на полочках под стеклом. Но мало кто задумывается, как предметы, которым зачастую более 200-300 лет выглядят почти как новые. Это – тщательная и долгая работа музейных реставраторов.Каждый экспонат проходит через их заботливые руки. О том, как становятся реставраторами, что для этого нужно и как смятому куску кожи придать первоначальную форму корреспонденту портала «В курсе.ру» рассказала реставратор, заведующая реставрационными мастерскими Пермского краеведческого музея Наталия Чурилова.
Наталья Анатольевна, почему вы связали свою судьбу с реставрацией? Это была детская мечта?
Можно сказать, что у нас семейная династия. Моя мама работала, заведующей реставрационной мастерской в краеведческом музее Екатеринбурга. Я с 14 лет любила сидеть у нее на работе. Меня там начали учить реставрации икон. Так и начался мой путь.
Вы занимались реставрацией икон, но сейчас перешли на кожу. Реставраторы – многостаночники? Или все же у каждого есть своя специализация?
Вообще каждый реставратор специализируется на чем-то одном, в крайнем случае на смежных темах. Но у меня так получилось, что в Екатеринбурге я училась реставрации икон, здесь я тоже занималась реставрацией икон, у меня третья категории. Но еще я ездила на стажировки по реставрации предметов из дерева – и я аттестована и по этой специальности. но сейчас мне больше интересна археология. В магистратуре я также работала над той темой. И сейчас я занимаюсь археологической кожей.
Археологическая кожа – это что имеется в виду?
Это любые древние предметы из кожи – сумки, кошельки, рукавицы, обувь. Даже встречаются отдельные кожаные части от повозок, седла могут быть.
Получается вы получили какой-то предмет – и что дальше?
Сначала мы его внимательно и вдумчиво рассматриваем. До начала любых работ обязательно фотографируем. Если это возможно – очищаем от грязи. А если предмет осыпается – сначала необходимо провести консервационные работы. Обычно, кожаный предмет мы погружаем в раствор полиэтиленгликоля. На длительный срок – иногда и до полугода. Кожа консервируется и становится мягкой. Потом изделие жируется, при необходимости выправляется и сшивается.

Над чем вы сейчас работаете?
У меня в работе кошелек середины 18 века и туфелька того же времени. Их нашли при раскопках памятника археологии «Егошихинский медеплавильный завод, поселение» в 2022 года. Для своего возраста они отлично сохранились, даже удивительно. На кошельке была стяжка со шнурком, но он не сохранился. В нем были монеты, по ним и определили возраст предмета. Я законсервировала его еще летом и теперь, до того как выставить его в музее, я еще с ним поработаю.
У вас в коробочке я вижу еще какую-то обувь?
Да, эту часть обуви тоже нашли на заводе Шпагина. Она уже полностью отреставрирована. Непонятно до конца – что это было – туфля или например сапог. Интересно, что он декорирован в технике кожаной мозаики, предположительно, с использованием уникального казанского шва. Полную аналогию пока не удалось найти ни в археологических, ни в этнографических источниках. Невозможно определить, единственное ли это украшение на обуви – или она была высокая, и какие-то украшения были на другой части предмета.
Наталья Анатольевна, а какие качества на ваш взгляд нужны хорошему реставратору?
Надо быть трепетным и бояться навредить. Всё время нужно думать — правильно ли ты поступаешь, чтобы что-нибудь не испортить. Важно сомневаться и проверять себя. В археологии наша главная цель – максимально сохранить предмет.