В администрации Перми прошли публичные слушания по вопросу урегулирования размещения электросамокатов в городе.
В администрации Перми прошли публичные слушания, на которых жители, общественники, представители администрации и ГИБДД рассмотрели необходимость внесения изменений в Правила благоустройства территории, касающихся размещения электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ).
С момента появления в Перми сервисов кикшеринга администрация города Перми и ГИБДД ведут совместную работу по наведению порядка в сфере использования электросамокатов и обеспечения безопасности всех участников дорожного движения. Согласно городским Правилам благоустройства, на территории общего пользования запрещено складировать или временно хранить имущество, предназначенное для личного пользования. Это относится, в том числе, и к самокатам: их запрещено оставлять на газонах, цветниках, детских, спортивных площадках, вне специально отведенных для этого мест. Однако часто пермяки нарушают эти правила. Жители замечают раскиданные по городу самокаты. Порой самокаты даже закидывают на деревья, остановки транспорта и т.д.
В ходе публичных слушаний замначальника городского департамента дорог и благоустройства Елена Мамонова рассказала, что изменения в Правилах предполагают определенные требования к размещению СИМ.
Так, планируется дополнить Правила разделом, который предусматривает, что самокаты на территории общего пользования должны размещаться исключительно на велопарковках. Это относится как к электросамокатам напрокат, так и к личным.
В центральном планировочном районе города парковки для самокатов не предусмотрены. Также планируется урегулировать вывоз или перемещение прокатных самокатов, оставленных не на специальных парковках с последующей компенсацией затрат за их перемещение и хранение. После внесения изменений в Правила благоустройства эти полномочия передадут администрации Перми для разработки и принятия мер по их реализации.
Как рассказал начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения госавтоинспекции Перми Владимир Яцук, в прошлом сезоне резко увеличилось количество ДТП с участием электросамокатов. Так за год было зарегистрировано 76 ДТП, в которых один человек погиб и еще 81 получили травмы. При этом 71% таких случаев произошли с прокатными самокатами.
«В основном пользователи электросамокатов наезжают на пешеходов. Это связано с тем, что люди, берущие самокаты в аренду, не соблюдают правила дорожного движения и развивают значительную скорость на тротуарах. Отдельная проблема – использование электросамокатов подростками», – пояснил Яцук.
По данным ГИБДД, по количеству ДТП с участием СИМ в 2023 году Пермский край занял второе место среди регионов РФ – за сезон было зарегистрировано 2147 нарушений, допущенных пермяками на прокатных самокатах.
Новые правила, которые разработали городские власти, принимаются для выработки конструктивного подхода к организации безопасного движения и размещения СИМ на территории Перми. Необходимо, чтобы все жители могли одинаково безопасно и комфортно чувствовать себя на улицах города.
При этом, как пояснили в администрации, были учтены обращения пешеходов и автомобилистов, которые считают, что необходимо более тщательно контролировать ситуацию на дорогах. Кроме того, брошенные где попало самокаты портят облик города, создают неудобства для людей, а также мешает работе коммунальной техники.
Председатель ТОС «Поселок Геологов»» Екатерина Черемных рассказала, что часто сталкивается с жалобами жителей на брошенные электросамокаты на газонах и тротуарах.
“Жители жалуются нам на хаотично разбросанные арендованные самокаты. Их оставляют на тротуарах, остановках, во дворах. Иногда они просто валяются на дороге. Очень часто вижу, как на самокате катаются вдвоем и даже втроем. Скорость их передвижения на тротуарах явно выше разрешенной. Конечно, необходимо навести порядок в этом вопросе», – сказала председатель ТОС.
Также общественница отметила, что на пешеходном переходе водители электросамокатов неожиданно выскакивают перед машинами, что создает опасные дорожные ситуации. В завершение публичных слушаний представители мэрии отметили, что предложения и замечания, которые поступили от участников слушаний, будут рассмотрены и проанализированы. Далее будет дано мотивированное объяснение принятия или отклонения предложений. При необходимости на их основе в проект решения будут внесены корректировки.
Эксперт в транспортной отрасли доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов отметил, что считает оптимальной идею, когда муниципалитет предоставляет определенные места, которые будут контролировать компании по прокату самокатов, чтобы там осуществлялись начало и конец поездки арендованных средств. Это могут быть велопарковки, места возле тротуаров и велодорожек.
«Кроме того, прогрессивными являются технологии программного ограничения скорости арендованного электросамоката. При вхождении его в зону скоростных ограничений, например, в центральном планировочном районе города. Данный комплекс мер поможет привить культуру вождения на электросамокатах, снижая скорость там, где существует плотный пешеходный трафик», – отметил Михаил Якимов.