spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

«Гоняют каждую секунду, еще и без жилетов»: история про лодочников на реках Прикамья и их место в туризме

«В курсе.ру» разобрались, насколько опасны катания на лодках для людей и природы, и кто за этим следит.

Пермский край – один из регионов, где туризм развивается в большей степени за счет своих географических особенностей: уникальных природных комплексов, сплавных рек, скальных обнажений. Поэтому в некоторых популярных туристических местах поток людей просто огромный. Есть даже шутка на эту тему: «на Чусовой туристов – как машин в час пик на Компросе».

В редакцию «В курсе.ру» на днях обратился читатель с рассказом о том, как он пытался отдохнуть на Усьвинских Столбах с ночевкой в палатке на одной из стоянок, специально для этого оборудованных. Однако всю романтику сбил непрекращающийся шум моторных лодок, воздушных подушек и других громких средств передвижения по реке.

«Даже как-то некомфортно. Сидишь, пытаешься разжечь костер, ужин приготовить, а лодки ездят мимо тебя каждую секунду по Усьве. Туда – обратно. Ну, хорошо, не секунду, каждую минуту точно. Везут кучу туристов, они все на тебя смотрят, фотографируют параллельно. Такой шум стоит до самого вечера, пока полностью не стемнеет», – написал собеседник.

Лодочники ловят туристов прямо у железнодорожного моста в Усьве, предлагая прокатиться, или отвезти до Чертового пальца, или прокатить по всем опорным точкам Усьвинских Столбов, высадить на смотровых площадках и потом забрать обратно. Конкуренции среди массы местных лодочников как таковой нет: всем работы хватает, потому что в последние годы на Столбах очень сильно вырос поток туристов. Берут по 500-700 рублей с человека.

В ходе разговора с собеседником мы задумались, а каково вообще место лодочников, которые возят так людей, в общей системе туризма Прикамья? Насколько это опасно или наоборот безопасно для туристов? Насколько это безопасно для природы? Кто вообще все это контролирует? Разберемся по порядку.

Безопасно ли для туристов?

Вопрос оказался спорным. С одной стороны, такое катание очевидно представляет опасность. Лодка с мотором несется на огромной скорости в потоке других таких же лодок, как в попутном, так и во встречном направлении. Река во многих местах обмелевшая, на дне – острые камни. Река изгибистая, и часто лодки заходят на скорости в очень крутые повороты. Кроме того, несмотря на здравый смысл, не всегда туристы надевают спасательные жилеты. И, по словам местных жителей, не всегда они у лодочников есть.

Фото Елены Майоровой

«Мы катались пару лет назад на деревянной лодке с мотором до Усьвинских Столбов, так у нас мотор заглох на полпути. Мне, если честно, страшно было, пока он пытался его наладить. Я просто плавать не умею, спасательных жилетов не было, а еще со мной двое детей, одной из которых десять лет было на тот момент. С горем пополам мотор завелся. Больше я так не отдыхаю», – рассказала нам любительница туризма из Губахи.

Можно, конечно, было бы сказать, что туристы сами выбирают так ездить – на свой страх и риск. Ведь можно обратиться к местному туроператору, который берет все риски на себя. Однако стоит помнить и о том, что есть еще статья 11.10. КоАП РФ «Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах». То есть, пассажирам без спасательного жилета, если поймают, выпишут административный штраф от 300 до 500 рублей, а лодочникам – от 500 до 1000 рублей. Опять же: проверки и рейды здесь хоть и бывают, но камер фото- и видеофиксации вдоль всей реки Усьвы явно не стоит. Да и сам штраф не такой уж и большой. Не помешает ездить дальше без спасжилетов.

С другой стороны, никакой серьезной печальной статистики по происшествиям на воде в Прикамье мы не видим. Так, по данным государственной инспекции по маломерным судам Пермского края, в регионе за летний сезон 2024 года было зарегистрировано лишь два серьезных происшествия, связанных с транспортом на воде.

«Вообще случаев, связанных с эксплуатацией водного транспорта, инцидентов, было гораздо больше. Но именно происшествий, которые у нас зарегистрированы, – два. Один человек погиб, катаясь на лодке в нетрезвом виде ночью. Во втором случае – это был наезд на береговую линию, на препятствие», – рассказал замруководителя ТО ГИМС Вадим Арамилев.

Также в ведомстве отметили, что ведется планомерная работа по выявлению незарегистрированного транспорта, “серые” лодки отправляют на штрафстоянку, выписываются штрафы. тем, кого удалось поймать.

Безопасно ли для природы?

Не превратится ли туризм в вандализм? Тут вопрос не только к лодкам, но и в целом к людям. Повторимся, как отмечают местные жители, в последние несколько лет поток туристов очень сильно вырос, что может стать причиной нанесения непоправимого вреда природе.

Фото Елены Майоровой

В Дирекции ООПТ Прикамья рассказали, что государственные инспекторы в области охраны окружающей среды природного парка “Пермский” проводят инспекции на воде: следят за соблюдением природоохранного законодательства, выявляют и пресекают нарушения. Однако за всеми сразу не уследишь – территории парка огромны. На стоянках, которые оборудованы специально для туристов, находят все больше и больше мусора, в том числе в воде: битые стекла, банки, бутылки, пакеты. Сотрудники ООПТ постоянно выходят на субботники и потом грузовиками вывозится весь этот мусор.

На всю эту работу по очистке, а также по установлению туристических стоянок, указателей и т.д. нужны средства. Здесь стоит вспомнить о туристическом сборе, который впоследствии и идет на восстановление и содержание охраняемых территорий. В Дирекции ООПТ Прикамья призывают всех туристов честно оплачивать этот сбор. Он небольшой, всего 100 рублей. К слову, сами лодочники, катающие туристов, освобождены от этой платы, так как, в основном, являются жителями поселка Усьва. Согласно постановлению Правительства ПК от 23.06.2023 года,  поселок Усьва входит в перечень населенных пунктов, прилегающих к особо охраняемым природным территориям регионального значения, жители которых освобождаются от платы за посещение.

Если же говорить об ущербе, который наносится природе в связи с увеличением количества «моторок» и частоты их использования, и есть ли он вообще– пока таких данных нет. Время покажет.

Законно ли это вообще?

«С местным населением постоянно ведется работа, в том числе проводились рабочие встречи с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на ООПТ. Им были разъяснены изменения в законодательстве РФ, влияющие на правила туризма и обеспечение безопасности туризма на ООПТ», – рассказали порталу «В курсе.ру» в краевом Минприроды.

Фото: В курсе.ру

То есть, речь идет о частных предпринимателях на своих лодках. А все ли они ведут свой бизнес прозрачно? Все ли оформлены как ИП? Имеют ли соответствующие разрешения? Платят ли налоги? Этого со 100-процентной точностью никто сказать не может. Но, скоро всех предпринимателей ждет ужесточение контроля туристической деятельности на ООПТ.

Так, Правительство РФ утвердило типовые правила организации и осуществления туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Документы вступили в силу 1 сентября 2024 года. Они содержат правила поведения туристов при встрече с дикими и опасными животными, запрет на нахождение на таких территориях в пьяном виде, порядок проведения кино-, видео- и фотосъемок на территории особо охраняемой природной территории федерального значения, количество туристов, которые могут одновременно находиться на территории, ведение бизнеса на территории и другие. Сейчас такие же правила разрабатываются для региональных и местных охраняемых территорий.

«Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края утверждает нормативные акты, регулирующие туристическую деятельность на ООПТ. Новые нормативные акты будут основой для контроля туристической деятельности на ООПТ».

Эти правила должны будут решить все вопросы: как обеспечить безопасность любителей туризма, развивать туристическое направление в регионе и при этом сохранить естественный ландшафт и краснокнижную флору и фауну.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Поделиться:

Полина Анкушина
Полина Анкушина
Корреспондент

Последние новости

МЧС: в воскресенье в Прикамье возможны аварии на системах ЖКХ из-за погоды

В регионе ожидается гололедные отложения, утром и днем на дорогах гололедица

Рейс из Казани в Пермь задерживается из-за атак беспилотников

Самолет прибудет в 15:20 вместо запланированного 14:30

Пермь набрала больше всех голосов в голосовании за Молодежную столицу 2025

Окончательные результаты огласят в в Национальном центре «Россия» в 19:00