Также наиболее часто злоумышленники выдают себя за сотрудников силовых ведомств и телеком-операторов.
В феврале 2025-го года среди жителей Прикамья в возрасте от 18-ти до 60-ти лет провели опрос по поводу случаев интернет-мошенничества. По итогам выяснилось, что почти треть, а именно 26,8 процентов опрошенных в 2024 году сталкивались с мошенниками, которые представлялись сотрудниками банков. С 23,9 процентами опрошенных связывали якобы телеком-операторы, также прикамцам приходилось получать звонки и сообщения от лица лжесотрудников силовых ведомств.
Мошенники представляются сотрудниками различных государственных органов и муниципальных служб, администраторами социальных сетей. Значительно реже, но все же такие случаи есть, с прикамцами связывались от лица работников Почты России.
Более четверти жителей Прикамья сообщили, что злоумышленники пытались узнать логины, пароли и смс-коды от онлайн-сервисов (госуслуг, онлайн-банкинга, аккаунтов в соцсетях и т.п.). Примерно так же часто (30,6%) мошенников интересовали персональные данные граждан (адреса, телефоны, паспортные данные), а в 24,6% случаев – платежная информация (данные банковских карт, коды подтверждения операций и прочее).
Почти 60% респондентов рассказали, что им удалось распознать мошеннические схемы. Остальные же признались, что злоумышленникам удалось нанести ущерб. В результате 18,1% опрошенных подверглись шантажу с использованием утекших персональных данных, 17,6% временно или безвозвратно утратили доступ к аккаунтам в важных сервисах, а 4,5% остались без хранившихся на счетах денежных средств.
Почти четверть опрошенных не стала предпринимать каких-либо действий для того, чтобы снова не стать жертвами мошенников. Однако большинство пермяков провели «работу над ошибками»: 45% подключили дополнительную защиту, такую как антиспам и двухфакторная аутентификация. Еще 15% стали читать больше экспертных материалов по вопросам киберграмотности, и лишь 1% граждан записался на специализированные курсы по повышению знаний в области цифровой безопасности.
Андрей Дугин, руководитель центра сервисов кибербезопасности компании RED Security:
—Из проведенного нами опроса видно, что несмотря на активную работу государства и правоохранительных органов по защите граждан от цифрового мошенничества, число людей, все еще попадающихся на удочку злоумышленников, остается довольно высоким.
В этом вопросе значимую роль может сыграть бизнес, который с каждым годом все ощутимее страдает от мошеннических атак на своих сотрудников и вынужден вкладываться в повышение киберграмотности персонала.
Причем если крупные компании уже не первый год занимаются этим вопросом, то в ближайшем будущем мы ожидаем рост востребованности решений по повышению киберграмотности сотрудников со стороны среднего и малого бизнеса. Таким образом, бизнес может ощутимо повысить уровень осведомленности граждан в борьбе с мошенничеством.