«Молодые ветераны гораздо тревожнее нас». Интервью с лидером пермского «Боевого братства»

Председатель исполкома краевого отделения общественной организации ветеранов «Боевое братство» Ирик Шигабутдинов – о том, в чем нуждались первые мобилизованные на СВО, с какими вопросами чаще всего ветераны обращаются в общественную организацию, почему вернувшимся с войны подойдет не каждый психолог и чем опасно развитие высоких технологий.

Все, кто состоит в пермском отделении общественной организации «Боевое братство» не понаслышке знают, что такое война. Поэтому с первых дней СВО военнослужащим и их семьям в организации оказывают всестороннюю поддержку: начиная от закупки обмундирования и гуманитарной помощи, до юридических услуг. В организацию обращаются как участники недавних событий, так и те, кто прошел сражения в Афганистане и Чечне. Чаще всего это вопросы, связанные с пенсионным законодательством, назначением выплат.

 Я знаю, что как только началась специальная военная операция, вы с первых дней стали помогать бойцам и их семьям. Расскажите об этом.

Когда начались первые отправки в зону СВО, люди стали приносить в нашу организацию деньги. На них мы по заявкам военкоматов закупали обмундирование для бойцов. Потом начали возить на Донбасс гуманитарную помощь. В первых поездках я сам ездил за рулем «Газели». Отвозил помощь, которую собрали волонтерские организации, так как у них нет своего транспорта.

Сначала ездили в Северодонецк и Луганск. Потом добавились Курск, Херсонская и Запорожская области. Теперь мы ездим на большом автобусе, который полностью загружаем гуманитарной помощью. Так, к примеру, во время недавней поездки мы объехали порядка 15-ти подразделений.

Каким образом организация «Боевое братство», в которой вы являетесь председателем исполкома, может помочь участникам боевых действий, вернувшимся домой?

С этого года при «Боевом братстве» начал действовать юридический центр «Точка опоры». Он работает благодаря субсидии, полученной от администрации губернатора Пермского края.

Чаще всего до сих пор к нам обращаются участники конфликтов в Афганистане и Чечне. Им нужна юридическая помощь по разным аспектам: пенсионное законодательство, получение земельного участка, положенные выплаты.

До открытия «Точки опоры» мы тоже помогали ветеранам. К примеру, к нам обратились несколько семей погибших в Чечне бойцов пермского ОМОНа. По каким-то причинам им не индексировали выплаты. Через нашего адвоката Ольгу Сазонову, они получили эти деньги. У кого-то сумма составила более миллиона рублей. Таким образом, мама одного из солдат на Яйве купила себе новый дом.

Не секрет, что на войне бойцы получают не только физические ранения, но и испытывают моральный надлом. Им бывает сложно адаптироваться после возврата к мирной жизни. Помогает ли ваша организация справиться с психологическими трудностями?

С такой категорией, как участники боевых действий, квалифицированно могут работать только специально обученные психологи: представители полиции, МЧС и так далее.

Поверьте: ветеран, прошедший войну и попавший на прием к психологу-женщине с декольте, ее не слушает. Его мысли заняты другим. Длинные вопросы и рассуждения, уместные в других случаях, могут только раздражать.

Надо понимать, что человек на войне длительное время находится в окопе. Отсутствуют элементарные бытовые условия, словарный запас сужается до коротких фраз с матом. Зачастую, не будем это скрывать, происходят между мужчинами и конфликты, порой жесткие.

Он возвращается к мирной жизни, но он на нервах. Он хочет получить быстрый ответ на свой вопрос. Мы это понимаем и стараемся помочь. Иногда просто поговоришь, выпьешь вместе, и человек уходит с другим настроением.

Обращаются к нам не только бойцы, но и их родственники. К примеру, жена воина-афганца рассказала, что муж устраивает дома конфликты. Я ей сказал: «Пусть приходит, поговорим». Пообщались с ним по душам: «Да, ты воевал, но что ты теперь творишь? У тебя ведь в жизни нет никого, кроме семьи». Таким ребятам я привожу в пример тех, кто вернулся и не сломался.

Ярким примером здесь может служить друг Ирика Шигабутдинова Станислав Кобрусов, участник СВО, недавно награжденный Орденом Мужества. О подробностях боя, за который он получил награду, рассказали в издании «Комсомольская правда – Пермь».

В Запорожской области Станислав был старшим в группе из четырех человек. Они держали оборону на дальней северной точке. Противник пошел на штурм, чтобы занять лесополосу. Стрельба из миномета, масса дронов над головой. 11 шли против четверых. И тогда Станислав вызвал огонь артиллерии на себя, тем самым спас товарищей.

Станислав в том бою был тяжело ранен, лишился глаза, и серьезно пострадал второй, но от эвакуации отказался. Пять километров слепой он прошел с товарищем по лесополосе. Увидев своих, потерял сознание, очнулся уже в госпитале.

Вернувшись в Пермь Станислав Кобрусов пошел учиться в медицинский колледж в группу для слабовидящих и незрячих на массажиста.

Отличается ли ветеран боевых действий в Афганистане и Чечне от участника СВО? Я имею в виду психологическое состояние.

Каждому, кто прошел войну, нелегко в мирной жизни. После службы в Афганистане я приехал к друзьям в Губаху. Мы пошли отдыхать на природе. А там рядом карьеры, где шла выработка породы. Прозвучал взрыв. Друзья идут дальше, а я упал в сугроб, машинально, спасаясь.

Но надо сказать, что сейчас ребятам, прошедшим СВО, сложнее. В том плане, что война раньше была по горизонтали, а теперь вертикальная. Раньше, до появления квадрокоптеров, ты мог спрятаться в окопе, и тебя не было видно. Теперь же порой из блиндажа даже в туалет нельзя нормально сходить. Над тобой постоянно летают дроны. И надо обладать хитростью, сноровкой, чего у возрастных бойцов, к сожалению, нет. Они не могут быстро реагировать, вовремя спрятаться.

Поэтому новые технологии для нас с вами, мирных жителей, являются развитием прогресса, но для военнослужащих – это смерть. Они приходят на гражданку и не могут спокойно слышать звук квадрокоптера, который мальчик запускает на улице. Привыкли быть начеку каждую минуту. Поэтому нынешние молодые ветераны гораздо тревожнее, чем были мы.

СПРАВКА:

Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство» была учреждена в декабре 2005 года. На сегодняшний день она является одной из самых крупных организаций в ветеранском движении России. Главными направлениями организации являются обеспечение социальной защищенности ветеранов боевых действий и членов их семей, участие в военно-патриотической работе с молодежью. Возглавляет всероссийскую организацию председатель Борис Громов, генерал-полковник в отставке, Герой Советского Союза,

Пермское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» зарегистрировано 14 августа 2006 года. Руководит отделением Игорь Кульпин, председатель исполкома – Ирик Шигабутдинов. Виды деятельности организации: социальная поддержка и защита граждан. Региональные ветеранские общественные организации – структуры «Боевого братства», работают в 33-ех муниципалитетах Прикамья.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»

Последние новости

Лесовоз загорелся на подъезде к пермскому аэропорту

Водитель успел покинуть горящий автомобиль до приезда спасателей

В Перми запустили сезонный автобусный маршрут к кладбищу

С 19 апреля горожан начнут возить к Северному кладбищу и в Сосновый бор

В Прикамье расширят льготы на землю для семей участников СВО

Законопроект позволит получать участки без постоянной регистрации в регионе

В Прикамье от укусов клещей пострадали 36 детей

За последние две недели в регионе зафиксировано 124 обращения в медучреждения