spot_img

От фотосалона до «заброшки»: рассказываем, как складывалась судьба «Дома Третьяковой» в центре Перми

Сегодня здание получило новую жизнь и приняло в своих стенах один из премиальных ресторанов Перми.

Здание из красного кирпича по адресу Советская, 32 сегодня выделяется на фоне стоящих рядом пафосных многоэтажек. Диковинные каменные трафареты и табличка «Объект культурного наследия регионального значения» намекают на его богатую историю. Фотосалон, музыкальный магазин, жилой дом профессора Генкеля – дом менял роли, принимал в своих стенах многих видных пермяков. Портал «В курсе.ру» погрузился в историю одного из знаковых объектов исторического центра Перми.

Творческое начало

Двухэтажное здание было построено во второй половине XIX века на улице Торговой (старое название) площадью 469 кв. м.

Первые жители дома, неизвестные Петр и Михаил Дресвины вместе с матерью заехали в 1886 году. Через тринадцать лет помещение приобрёл фотограф Иван Иванович Третьяков. Он открыл в здании салон «Художественная фотография», где занимался съёмкой портретов и миниатюр на первоклассные аппараты зарубежного производства. После смерти Третьякова, Александра Егоровна, его жена, имя которой дом носит по сей день, сдавала верхний этаж под квартиры, а первый — под магазины и мастерские. Почётный гражданин города Александр Шабардин открыл здесь музыкальный магазин «Лира», просуществовавший до 1930-х годов. На нижнем этаже в разные годы продавалась детская одежда, головные уборы, игрушки и товары первой необходимости.

Дом Генкеля и друга Маяковского

В 1917 году на второй этаж дома заехала большая семья биолога, профессора Пермского университета Александра Германовича Генкеля (помимо него — жена, два сына и две дочери). «В Перми в те годы из-за войны был острый жилищный кризис, но город, пермское купечество, решили достойно разместить семью уважаемого ученого из столицы» — разъясняет краевед Владимир Гладышев. Получив кафедру в Перми, Александр Генкель начал её оборудовать. Он сам нарисовал более тысячи настенных таблиц, организовал закупку необходимых для студентов-биологов гербариев, приборов и ценных реактивов, а также руководил созданием новой библиотеки. Учёного в Пермском университете помнят, в честь него названа улица, на которой располагается вуз, а также Ботанический сад на территории.

Одна из дочерей биолога, Мария Александровна Генкель тоже увлеклась науками, правда гуманитарными. С 1958 по 1972 она возглавляла кафедру русского языка и общего языкознания Пермского университета. Устройство дома на Торговой Мария Александровна описала в сборнике воспоминаний о жизни в городе: «Справа от входа была спальня родителей, рядом комната мальчиков, затем комната бонны и трех девочек, комната няни, где помещалась четвертая девочка Ася. Слева большая комната – кабинет отца».

В 1918 году Генкели, как и многие семьи работников Пермского университета вынуждены были покинуть квартиру из-за наступления на город красных. Вернулись только спустя два года, тогда три комнаты были уже заняты семьей профессора В. Э. Крусмана (русский учёный-медиевист, в течение пяти лет с 1917 был в должности ординарного профессора по кафедре всеобщей истории). Выехали Генкели из «Дома Третьяковой» в 1921 году.

Следующий известный жилец был эвакуирован сюда в 1941, в это же время улицу, на которой располагается «Дом Третьяковой» переименовали в Советскую. Фотограф и художник, один из основоположников конструктивизма, дизайна и рекламы, а также друг и коллега Владимира Маяковского —  Александр Родченко. Вместе с поэтом-футуристом они создавали конструктивистские плакаты. Известное изображение кричащей Лили Брик на баннере «ЛенГИЗА» — дело рук Родченко. Кроме фотографа в здании жили его жена, известная художница и дизайнер Варвара Степанова, а также их дочка Варя. Александр Родченко в этот период работал корреспондентом в местных газетах «Железнодорожник» и «Звезда». Прожили в Перми творческие деятели не так долго, спустя год начали пытаться вернуться в Москву, и получилось у них это сделать только по очереди, с перерывом в полгода. Варвара Степанова в письмах о пребывании в Молотове отзывалась нелестно: «будем жить в кошмарных условиях».

Период запустения

Затем историческое здание использовалось под различные нужды. В конце 1990-х в доме располагался Пермский областной совет Всероссийского общества автомобилистов и автошкола. Позднее дом признали аварийным, строительные конструкции и необходимые инженерные системы были непригодны. За сохранение дома в письмах и обращениях бились многие историки и краеведы, однако долгое время это не приносило результата. «Дом Третьяковой» стоял в охраняемом статусе, но о восстановлении речи не шло.

Надежда появилась в 2014 году. Застройщик «Камская долина» объявил о планах по реконструкции здания. На соседнем участке организация возвела элитный дом «Симфония», взялась за строительство высотной гостиницы, но до двухэтажного кирпичного здания так и не дошла. «Камскую долину» признали банкротом, а «Дом Третьяковой» выставили на торги.

В заброшенном состоянии здание простояло 20 лет.

Новая жизнь старого дома

Наконец, в 2020 году «Дом Третьяковой» вместе с комплексом других объектов приобрёл Борис Кардашов, бывший менеджер Пермского зоопарка. В 2021 году краевая Госинспекция потребовала его восстановить объект культурного наследия к 300-летию Перми, что Кардашов и сделал. Новый владелец организовал полную реставрацию кирпичной кладки, замену крыши дома, восстановление внутренних помещений и установку новых инженерных коммуникаций. При реконструкции и ремонте особое внимание уделяли историческим архитектурным элементам, работники здания сегодня с гордостью показывают «те самые, сохранившиеся» стены.

В начале ноября 2023 года пермскому ресторатору Илье Заковырину, который владеет рюмочной «Парадная», мясным рестораном «The Hound» и паназиатским бистро «Камоме», поступило предложение открыть что-нибудь в историческом здании. Так в кирпичном доме на Советской появился ресторан «Дом Третьяковой» и одноимённый бар на втором этаже.

Фото: Татьяна Вечтомова

Под руководством Заковырина каждая плитка на стене первого этажа была раскрашена вручную. «На потолке мы отрисовали орнамент, который там, по предположениям, мог быть» —  комментирует ресторатор. По его словам, назвать заведение так же, как исторически именуется здание, и сделать упор на национальную кухню решили из идеи продвижения русской культуры. Бронировать столики в «Дом Третьяковой» нужно за несколько дней, иначе свободных мест не найдётся — можно сделать вывод, что пермякам приходятся по вкусу еда и интерьер заведения.

В «Доме Третьяковой» за полтора века успели побывать многие люди, повлиявшие на развитие нашего города, культуры и науки. Преобразование здания в новую форму современного ресторана – отличный пример сохранения культурного наследия Перми.

Автор текста: Татьяна Вечтомова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «В курсе.ру | Новости Перми»
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»
Редакция «В курсе.ру»

Последние новости

Пермякам предлагают завести в своих домах мини-бобриков

По словам владелицы животных, это идеальные питомцы

Жительница Прикамья обвиняет гаишников в незаконной погоне и превышении полномочий

По ее словам, сотрудник ГАИ скинул ее мужа с мопеда, из-за чего мужчина получил перелом бедра

В Перми на одном из самых оживленных перекрестков полдня не работают светофоры

Речь идет о пересечении бульвара Гагарина и Южной дамбы

Молочный комбинат в Прикамье выплатил долги по налогам в 500 миллионов рублей

Уголовное преследование в отношении руководства комбината было прекращено